«Разгром», анализ романа Золя

История создания

Роман «Разгром» - предпоследний из 20 романов цикла «Ругон-Маккары». «Роман из военной жизни» был задуман Золя ещё в 1869 г. Первоначально писатель собирался обратиться к кампании 1859 г. и написать роман об итальянской войне, описав войну как она есть, подлинные поля битвы и подлинные страдания солдат.

После Франко-прусской войны 1871-1872 гг. Золя задумал «роман о разгроме». В 1890 г. планы писателя оформляются: книга «Война» должна описывать «прогулку одного господина сквозь осаду и Коммуну».

Золя работал над романом около 15 месяцев. Он издавался в газете «La Vie Populaire». Роман был издан отдельной книгой летом 1892 г. В тот же день его переводы продавались в 11 странах. Успех романа был огромен, популярность Золя неслыханной.

Литературное направление и жанр

Направление натурализма, создателем и идеологом которого был сам Золя, подразумевало глубокую и скрупулёзную работу с материалами и документами. Золя изучил приказы, сводки, донесения, записные книжки участников франко-прусской войны, справочники по военному делу, описание знаков отличи и формы, все опубликованные воспоминания участников войны. Самыми ценными материалами для Золя были записки и дневники участников войны, из которых Золя черпал и описание событий глазами очевидца, и бытовые детали.

Но не только изучение материалов важно для писателя-натуралиста. В 1891 г. Золя с женой проехал по пути следования армии Мак-Магона от Реймса до Седана. В каждом населённом пункте писатель беседовал с очевидцами военных событий. Только подготовительные материалы к роману содержат два тома в 300 страниц, да и сам роман один из самых длинных у Золя и состоит из 550 страниц.

Офицеры и генералы, участники войны, упрекали Золя в том, что его роман оскорбляет армию и командование, потому что действия военных лидеров изображены неправильно, как необдуманные и приведшие к поражению. Командование невежественно, войска дезорганизованы, снабжение нарушено, а дисциплина после первых поражений падает. Но критики отмечали, что военные действия Золя изобразил «как в зеркале», желая «сказать правду о людях и обстоятельствах», а это прямое определение направления реализма, стремящегося точно отразить действительность. Да и сам Золя считал себя реалистом, не разделяя реализм и натурализм.

Золя не сразу пришёл к жанру романа. Сначала он склонялся к документальному произведению, желая всё сказать, всё охватить и дать обзор войны и гражданской войны. С другой стороны, этим задачам соответствует эпопея, какой стала, например «Война и мир» Толстого. Генрих Манн считал, что Золя, изображая события двадцатилетней давности, сознательно вернулся к романной задаче изобразить «битву жизни, борьбу за существование, борьбу с сорванной маской и с содранной кожей».

Наиболее точным будет жанровое определение произведения как исторический роман, в котором писатель «художественно овладел и нарисовал современную войну». А некоторые сцены, например, битва под Седаном, показывают слияние в авторе таланта военного историка и художника.

Тематика и проблематика

Сам Золя так описывал содержание своего произведения: «Это не только картина войны, это падение династии, это исчезновение определённой исторической эпохи».

Франко-прусская война стала границей серии «Ругон-Маккары», уничтожив Вторую империю. С её концом закончилась и история династии. Золя воспринимал события как страшную катастрофу, от которой могла погибнуть Франция.

Социальные проблемы романа связаны не только с Франко-прусской войной, но и с политическими событиями конца 80-х гг. – обострением международной обстановки в Европе и угрозой нового государственного переворота и установления военной диктатуры во Франции. В романе Золя нашёл возможность выразить к ним своё отношение.

Идея Золя – подвести итог «нелепого царства безумия и позора» эпохи Второй империи, преподать исторический урок и предостеречь современников от ошибок прошлого, побуждая ценить республиканские свободы.

Разгром – метафора падения целой нации. Золя ставил перед собой цель вскрыть причины разгрома и показать, «почему нация с таким героическим прошлым неудержимо катилась к Седану». Сражение под Седаном – генеральное сражение Франко-прусской войны, своеобразная кульминация войны. Французские войска были разгромлены, Наполеон 3 попал в плен. Поражение французов было предрешено.

Одна из важнейших проблем романа – причина поражения якобы победоносной армии Мак-Магона. Но Золя исследовал документы, из которых следовало, что французская армия была истощена, голодна и деморализована. Победа над такой армией не была героическим поступком, как его пытались представить прусские военные. А вот роман «Разгром» как раз был настоящим подвигом и героическим поступком, так как открыл правду.

Ещё одна социальная проблема связана с династией Ругон-Маккаров. Ведь рухнула не только Вторая империя, но и ушло в прошлое общество, которое изображалось в цикле романов и воплощалось в главных героях каждого романа.

Важнейшая философская проблема романа – это философия самой войны. Золя показывает разные точки зрения героев на войну: это власть и нажива или величайшее бедствие? Морис Левассер считает войну неизбежной необходимостью существования народов. Этот бесхитростный солдат применяет к человеческому обществу теорию Дарвина о естественном отборе, считая войну механизмом этого отбора. То есть достойнейший убивает и тем самым возрождает более сильную юную жизнь.

Сюжет и композиция

Роман состоит из 3 частей. У каждой части своя задача. В первой части появляются все главные и второстепенные герои романа, с ними связан развивающийся сюжет и идеи романа. В первой же части изучаются причины поражения. Вторая, центральна, часть посвящена описанию самого сражения. В последней части итог и вывод: «Крушение целой системы, а над всем доминирует озарённый пламенем пожара Париж».

Золя подробно описал ход Франко-прусской войны. Она началась в 1870 г., 19 июля. Франция не была готова к сражению, немецкая армия Вильгельма благодаря всеобщей воинской повинности была хорошо обучена, современна, дисциплинирована. Ею командовали молодые полководцы, а французской – упоённые былой славой и заботящиеся о карьере генералы.

Уже 6 августа французская армия была деморализована, утратила веру в победу и начала отступать. 31 августа происходит сражение под Седаном. Стотысячная армия Наполеона была окружена, пленные истреблены, расстреляны из немецких пушек.

4 сентября произошла революция в Париже и была провозглашена Третья республика. 17 сентября Париж был осаждён прусской армией. В конце октября был сдан немцам хорошо укреплённый Мец. В мае был подписан Франкфуртский договор, по которому немцы получили Эльзас и Лотарингию, 5 миллиардов контрибуции.

18 марта была провозглашена Парижская коммуна, что описано в последних двух главах романа. Золя, который сам был очевидцем этих событий, воспринял их как кровавый беспорядок.

Герои романа

Главный герой романа – Жан Маккар из деревни Ронь. Он представитель третьего поколения Ругон-Маккаров. Его ближайшие родственники разбросаны по другим романам. Сестры Жана – прачка Жервеза из «Западни» и торговка Лиза Кеню из «Чрева Парижа».

Становление Жана как личности описано в романе «Земля». Жан родился в 1831 г., женился в 36 лет и в 39 стал вдовцом. Жан – воплощение французского крестьянства, малограмотный, покорный. Но именно его Золя сделал «душой нации» и заключил в его личности «нравственную глубину нации». Жан призван в армию, и этим заканчивается роман «Земля». Герой невольно становится участником авантюрной и заведомо проигрышной войны Второй империи.

На войне Жан, находящийся в звании капрала, проявляет себя как храбрец, обладающий трезвым умом. Он, по словам Золя, сохраняет в урагане жестоких событий запас сил и способность к возрождению, будто подаренную самой землёй.

Другой главный герой романа – Морис Левассер, сын сборщика податей и крестьянки, утонченный интеллигент. Это простой солдат, как и Жан. В отличие от Жана, он отправился на войну добровольцем, так как по натуре он восторженный и увлекающийся человек. Морис легкомысленный и слабохарактерный. Из-за этих своих качеств он оказывается в положении, из которого лучшим выходом видит уход добровольцем. Морис промотал деньги на развлечения, игру и женщин. Золя обвиняет Париж в падении таких слабых людей.

Война не страшит Левассера, считающего её чем-то естественным и даже подчиняющимся законам природы. Он не сомневается, что Франция победит за несколько недель, застигнув врага врасплох. А войну считает «простой прогулкой от Страсбурга до Берлина». Тем сильнее разочарован и угнетён герой, столкнувшийся тяготами и ужасами долгой войны. Точка зрения Левассера была близка многим французам, за ложным блеском и лоском Империи не видевшим её разложения.

Жан и Морис сначала ненавидят друг друга, но с наступлением лишений и испытаний при отступлении сближаются и становятся истинными друзьями. Жан называет Мориса дорогим голубчиком. Друзья кажутся единым страдающим существом.

Золя описал солдат как живых людей, по словам Анатоля Франса, познал их душу. Полковник Винейль – прекрасный воин, стойко и гордо переносящий неудачи, молчаливый герой. Лейтенант Рош умирает, завернувшись в знамя, как в саван. Он – человек простой, но душевный. Артиллерист Оноре умирает на лафете собственной пушки, и в смерти являясь одним со своим орудием.

Художественное своеобразие

Художественное своеобразие обусловлено специфической задачей романа. Золя не только достоверно и точно отражает факты, как он это делал во всех своих романах, но и доказательства конечных выводов писателя достоверны.

Среди достоинств романа «удивительный дар воспоминания», мастерство в создании батальных сцен, умение развернуть в нескольких жизненных эпизодах целую историческую эпоху. Читатели отмечали, что будто знакомы с настроением и мыслями солдат, словно сами были участниками тех событий. Верлен отметил, что книга Золя – подлинный шедевр.

Некоторые современники упрекали Золя в непатриотичности, в том, что он рисует не возрождение, а разгром и падение французов. Но стоит только посмотреть на образный ряд романа, и внимательный читатель увидит веру во французское возрождение, которое Золя связывал с самой землёй. Так среди ужасов поражения при Седане крестьянин неторопливо распахивает землю на большой белой лошади. Земля погребёт умерших и родит новую жизнь.

Оптимистичен и трагический конец романа. Попрощавшись с умершим от кровоизлияния Морисом, который был ранен на баррикадах, и навсегда простившись с его сестрой Генриеттой, с которой раньше связывал своё будущее, Жан уходит. Он чувствует свою вину не только за смерть друга, но и за многие другие смерти на войне и на баррикадах. Будущее Жана – в искуплении его вины: «Опустошённое поле осталось невозделанным; сожжённый дом лежал в развалинах, и Жан, самый смиренный и скорбный из людей, пошёл навстречу будущему, готовый приняться за великое, трудное дело – заново построить всю Францию».

По писателю: Золя Эмиль