Гейне Генрих, краткая биография

Деятельность великого немецкого поэта, публициста, критика, революционного демократа Генриха Гейне охватывает большой период времени. Она начинается после наполеоновской реакции и завершается в годы поражения революции 1848 года. Произведения Гейне можно считать ярким отображением этого противоречивого исторического этапа.

Детство и юность. «Книга песен»

Христиан Иоганн Генрих Гейне родился 13 декабря 1797 года в Дюссельдорфе, в семье еврейского купца Самсона. Хотя сам Гейне, обладавший искрометным юмором, часто потом шутил, что родился 1 января 1801 года, поэтому называл себя первым мужчиной девятнадцатого века.

Образованием и воспитанием мальчика в основном занималась его мать Бетти – умная и образованная женщина. Сначала она определила Генриха в местный католический лицей, а затем надеялась сделать сына продолжателем семейного дела. Однако юношу не прельщало экономическое образование. Он провалил стажировку во Франкфурте-на-Майне и не оправдал доверие дяди Соломона в Гамбурге. Богатый родственник поставил племянника во главе небольшой торговой компании, но быстро понял свою ошибку.

В период работы у Соломона юноша влюбился в свою кузину Амалию. Его пылкие чувства остались неразделенными, однако нашли свое отражение в «Книге песен» 1827 года. Этот цикл стихов следует считать первым серьезным произведением немецкого поэта. К этому времени Генрих уже точно решил, чем будет заниматься. Гейне окончил Берлинский университет, где увлеченно слушал лекции знаменитого немецкого философа Георга Гегеля, приобщился к известным литературным кругам.

Перед получением университетского диплома Генриху пришлось пройти обряд крещения, поскольку по немецким законам того времени такой документ выдавался только христианам.

Эмиграция. «Путевые картины»

После Июльской революции 1830 года поэт уезжает в Париж. Свое решение покинуть Германию он объясняет тем, что устал от постоянной цензуры, не может творить так, как считает нужным. На родине книге Гейне были запрещены, власти находили в его работах опасные революционные мотивы. Однако такой способ переустройства мира Генрих до конца не принял. Он понимал, что скорее станет жертвой, чем палачом.

А в своих высказываниях о современниках Гейне, действительно, был предельно ироничен и саркастичен. За беспощадные эпитеты и сравнения современники называли его «Аполлоном с примесью Мефистофеля».

В столице Франции Гейне оканчивает серию очерков «Путевые картины». Здесь в полной мере проявилась личность автора. Перед нами уже не страдающий одиночка, а пытливый наблюдатель, подвергающий серьезной критике действительность.

Сатирическими чертами охарактеризован юноша, проповедующий национальные идеи. Гейне резко отрицает его взгляды, высмеивает немецких обывателей, узость их интересов, трусливое угодничество. Зато образ солдата Ле Грана вырисован автором с глубокой симпатией, как и его свободолюбивые идеи.

В 1833-1834 гг. Гейне пишет несколько публицистических статей, посвященных философии и литературе. Он одним из первых немецких мыслителей сумел понять и оценить смысл учения Гегеля, его идею диалектического развития общества.

В 37 лет Гейне женился. Его избранницей стала простая немецкая девушка Крессения Энжени Мира, которую Генрих называл Матильдой. Невеста была молода, красива и жизнерадостна. А главное, бесконечно предана мужу. Супруги прожили вместе двадцать счастливых лет.

Краткое возвращение на родину. «Германия. Зимняя сказка»

Осенью 1843 года Гейне удается посетить Германию. Встреча с родиной после 13 лет разлуки глубоко взволновала поэта. К тому же, удручающе на него подействовала вся нелепость отсталых политических порядков в стране. Генрих почувствовал это предельно остро, поскольку за последние годы сильно изменился сам, овладел передовыми идеями своего времени. Важную роль в этом сыграло знакомство с учением утопических социалистов.

Взгляды утопистов нашли свое выражение в самой известной поэме Генриха Гейне «Германия. Зимняя сказка», написанной в 1844 году. Сюжетом произведения служит путешествие героя по Германии. Но это лишь внешний фон, повод, чтобы высказаться по коренным вопросам, которые волновали немецкий народ в годы начавшегося революционного подъема.

Полны гнева и ненависти главы поэмы, посвященные феодальным правителям, прусской военщине, придворной бюрократии, церковникам, а также идеологам старых порядков. Так, подвергая разрушительной критике весь старый феодальный строй, Гейне своей романтической сатирой расчищает путь к буржуазно-демократической революции.

В декабре 1843 года, в период завершения поэмы, Гейне познакомился с молодым Карлом Марксом. Поэт был очарован умом философа и стал часто говорить с ним на разные темы. Между Гейне и Марксом установились доверительные отношения. Критики считают, что стихотворение «Силезские ткачи» было написано Генрихом под влиянием революционных идей Маркса. Романтический образ ткачей приобретает обобщающий смысл: именно пролетариат должен разрушить старый мир и построить новый.

Вместе с тем, разделяя взгляды Маркса, Гейне не вступил в Союз коммунистов и любил подчеркнуть, что он – поэт, а не политический деятель.

Тяжелая болезнь и последние годы жизни. «Романцеро»

Революция 1848 года застала Гейне больным, даже прошли слухи о его смерти. Еще с детских лет у писателя был выявлен туберкулез позвоночника. Болезнь прогрессировала и теперь на восемь лет приковала Гейне к постели. Но даже парализованный он не переставал писать и живо интересоваться последними событиями.

Вдали от родины, следя за ходом революции лишь по газетам, Гейне умел достаточно объективно оценивать события. Его последний сборник «Романцеро», вышедший в 1851 году, переполнен горечью. Теперь куда? На этот риторический вопрос у Гейне нет ответа.

Поражение революции и плохое физическое состояние поэта обострили противоречия в его мировоззрении. Сказалась общая расплывчатость позиций и, конечно же, оторванность от реальной политической борьбы.

Умер Генрих Гейне 17 февраля 1856 года в Париже и был похоронен на кладбище Монмартр. По какому обряду предавать земле еврея, принявшего христианство, было неясно. Поэтому Гейне похоронили без обряда.

По писателю: Гейне Генрих