«Дикая утка», анализ драмы Ибсена

История создания

«Дикая утка» – поздняя драма Генрика Ибсена в пяти действиях. Написана в 1884 году. Премьера с триумфом прошла в театрах Норвегии (9 января 1885 года в Бергене и 11 января того же года в Христиании), затем в Финляндии (Гельсингфорс, 16 января), Дании (Ольборг, 25 января) и Швеции (Стокгольм, театр «Драматен», 30 января). В русском переводе пьеса была впервые издана под названием «Семейство Экдал» в 1892 году.

Литературное направление и жанр

Реалистическая драма «Дикая утка» может быть отнесена к жанру социально-психологической драмы. Но социальные проблемы в ней уходя на второй план, становясь фоном и причиной для проблем психологических и даже философской проблемы человеческого бытия.

Проблематика драмы

В драме поднимается множество психологических проблем, тесно связанных с социальными. Прежде всего, это проблема жизненного предназначения. Ялмар и Гина по-разному понимают своё предназначение. Гина просо выполняет свой долг перед мужем, дочерью, свёкром - Ялмар уверен в своём высоком предназначении, хотя не представляет из себя ничего значительного, поэтому он бездействует. Антагонистами также являются доктор Реллинг и Грегерс. Грегерс видит своё предназначение в том, чтобы семья Экдала перестала жить в счастливом неведении и обрела истину, а доктор считает, что именно ложь даёт счастье и защищённость.

Отсюда проистекает философская проблема горькой правды и сладкой лжи, проблема человеческих возможностей и воли, позволяющей достичь цели. В трагическом образе Хедвиг заключена проблема бесполезной и бессмысленной жертвы, ценности человеческой жизни.

Сюжет и композиция

Драма «Дикая утка» состоит из 5 действий.

В первом действии зритель попадает на обед в дом коммерсанта Верле. За столом присутствует 13 человек, так что сын Верле Грегерс ждёт несчастья. Он долго не общался с отцом, изменившим матери и ставшим причиной её смерти. Грегерс отвергает предложение отца стать его компаньоном.

Гререрс встречает своего школьного друга Ялмара Экдала. Его отец был компаньоном Верле, но попал в тюрьму за махинации, в которых, возможно, не был виноват. Сейчас старику Верле даёт переписывать какие-то бумаги за небольшое жалование. Ялмар живёт счастливо с женой и дочерью, Верле помог ему обучиться фотографии и открыть фотомастерскую.

Во втором действии Грегерс приходит к Экдалу и снимает в его доме комнату. Зритель понимает, что хрупкое счастье этой небогатой семьи со свои заботами и горестями (приближающаяся слепота девочки, полубезумие деда) может рухнуть. Но у каждого члена семьи есть свои радости. Старик, например, держит на чердаке кур, кроликов и подаренную ему Верне подстреленную дикую утку. Экдал иногда воображает себя на охоте.

В третьем действии Грегерс подробно выпытывает, чем живёт каждый член семьи. Здесь наиболее полно раскрываются характеры героев. Грегерс готовиться совершить «благородный» поступок: рассказать, что Гина была любовницей Верле.

Четвёртое действие – объяснение между Ялмаром, которому «открыл глаза» младший Верле, и Гиной. Ялмар считает, что его семейный очаг разрушен, хотя Грегерс ожидал от него высоких отношений и благородного прощения. К тому же у Ялмара возникает подозрение, что Хедвиг – дочь Верле, ведь тому тоже грозит слепота, как и Хедвиг, а Гина не знает наверняка, кто отец Хедвиг. Вдобавок Хедвиг получает к завтрашним именинам письмо от Верле, в котором он назначает старику пожизненное содержание в 100 крон в месяц, которое после смерти дедушки переходит к внучке. Ялмар в бешенстве уходит, порвав дарственную, а Грегерс, не умея сказать 14-летней девочке, почему папа не хочет её видеть, отвлекает её внимание и говорит, что всё дело в дикой утке (подаренной тоже Верле). Хедвиг решается убить ненавистную отцу утку.

В пятом действии Ялмар, благодаря стараниям мудрой Гины, почти соглашается вернуться домой пожить в гостиной, но он бросает фразу, что Хедвиг чужая ему, а Грегерсу признаётся, что девочка стоит поперёк дороги и застилает ему солнце жизни. Очевидно, услышав это с чердака, Хедвиг стреляет в себя в упор. Все, кроме доктора, думают, что это случайность, ведь она хотела убить дикую утку в доказательство своей любви к отцу.

Герои драмы

Экдал Ялмар – главный герой драмы. Он убеждён в своём высоком предназначении, которое ему предстоит выполнить, называет себя человеком с пламенной душой. Но он бесплодный мечтатель, не приносящий никакой пользы. Например, он запретил дочери ходить в школу, чтобы она не испортила глаза, но не занимается с ней, потому что ему якобы некогда.

У героя слова расходятся с делом. Работает он неохотно, явно преувеличивая значимость своего труда: «Лучше уж я один всюду и везде… пока сил хватит!.. Не бойся, Хедвиг, пока отец твой не надорвется…»

Ялмар занят изобретением, которое должно будет обелить имя его отца. Как он полагает, старику снова позволят носить мундир. Для зрителя очевидно, что никакого результата мыслительной деятельности героя не будет. Но, как он говорит другу, он вполне счастлив. У него есть цель, славная подруга жизни, любимая дочь.

Доктор Реллинг, сосед Ялмара, даёт объективную характеристику герою. Он считает, что личность у Ялмара не сформировалась: «Когда потом милейший душка Ялмар стал некоторым образом студентом, то он сразу прослыл в кругу товарищей будущим светилом. Что ж, он был красив, привлекателен – белый, румяный, кровь с молоком, такой, каких любят барышни-подростки. Затем эта легкая воспламеняемость его натуры, задушевные нотки в голосе и уменье красиво декламировать чужие стихи и чужие мысли…»

Никчемная натура героя, который плывёт по течению и сам не способен на широту души, не допускает, что другие могут любить. Ялмар не верит, что жена и дочь любят его, не может простить давнюю связь жены и ни в чём не повинную дочь, а говорит о своей отцовской любви слишком поздно.

Хедвиг – 14-летняя дочь Ялмара и Гины. Это нежная и преданная родителям девочка, любящая дочь. У неё заболевание зрения, очевидно, наследственное, которое грозит полной слепотой. Хедвиг хочет жить дома и помогать папе с мамой. Она и сейчас ретуширует карточки. Но ей хочется научиться гравировать картинки, как в английских книжках, которые она нашла на чердаке. Её отец прагматичен и советует ей научиться плести из соломы.

У Хедвиг, как говорит доктор, трудный возраст, так что она приносит себя в жертву, посчитав себя причиной несчастья отца.

Гина – жена Ялмара. Она была экономкой, потом любовницей коммерсанта Верле, после чего тот выдал её замуж за Ялмара да ещё и представил свой поступок как благодеяние. В первом действии Ялмар рассказывает другу, что в семейной жизни у него всё хорошо. Действительно, Гина боготворит мужа, считает, что не его дело – заниматься простой фотографией. Поэтому она обучилась всему: и снимать, и ретушировать. Ялмар тяготится простотой своей жены, её малограмотным говором, хотя благодарен ей за то, что она работает и экономно ведёт хозяйство.

Гина не чувствует своей вины за то, что не сказала Ялмару о своей вынужденной связи с Верле, ведь это было давно, а после свадьбы она «по уши увязла в хлопотах по хозяйству и повседневных делах», она любила Ялмара.

Старик Экдал , отец Ялмара. – бывший компаньон коммерсанта Верле. Его посадили в тюрьму за махинации с продажей леса. По словам Ялмара, он ошибся случайно при измерении лесных участков. Сын Верле уверен, что тот просто свалил вину на компаньона. Когда-то Экдал был сильный духом человек, офицер, уложивший 9 медведей. Сейчас он ведёт жалкое существование на содержании сына. Иногда ему из милости дают переписывать бумаги. Для развлечения он стреляет кроликов, которых разводит на чердаке.

Грегерс – сын коммерсанта Верне. Это о нём пословица, что простота хуже воровства. Хедвиг характеризует его как человека, который всё время как будто говорит одно, а думает совсем другое. Гина ждёт от него несчастья.

У Грегерса появляется цель жизни: вытащить из гнилого болота Ялмара, открыть глаза Ялмару Экдалу, чтобы он увидел свое положение в настоящем свете. Грегерс мучится угрызениями совести, ведь он догадывался о том, что Верле готовит сети лейтенанту Экдалу, но не предупредил его.

Доктор Реллинг метко утверждает, что Грегерс одержим горячкой честности: «У вас тяжелая форма горячки честности и затем, что еще хуже, вы одержимы манией преклонения. Вам все нужно кем-нибудь восхищаться, с чем-нибудь носиться, кроме ваших собственных дел».

Доктор Реллинг – идейный противник Грегерса. Он находит болезни души у каждого человека и применяет к своим пациентам определённое лечение. Например, в Ялмаре он старается поддержать житейскую ложь. Доктор считает, что идеал и ложь – это синонимы.

Художественное своеобразие

Дикая утка, «самая важная персона на чердаке» – полноценная героиня драмы. Это символ, с которым зритель должен ассоциировать девочку: «Это ведь настоящая дикая птица. И ее жалко. Ей не с кем водиться, бедняжке… У нее нет семьи, как у кроликов… А она совсем одинока, разлучена со всеми своими. И вообще над ней точно тайна какая: никто ее не знает, никто не ведает, откуда она».

Гина говорит, что с уткой возятся, «как с прынцессой».

Особенность диких уток в том, что, когда их ранят, они ныряют в водоросли и тину, чтобы умереть в глубине и мраке. Утку может вытащить только охотничья собака. Так было и с данной дикой уткой, которую ранил в крыло Верне.

Другие герои тоже находят много общего у себя с дикой уткой. Грегерс считает. Что Ялмар, подобно дикой утке, нырнул на дно и увяз в водорослях и тине: «Ты увяз в гнилом болоте, Ялмар, заразился миазмами и нырнул на дно, чтобы умереть во мраке». Сам Ялмар считает, что у него и у отца перебиты крылья, как у дикой утки.

Один из символических образов драмы – гниль, которая, по мнению Грегерса, окутывает всю семью Ялмара, полную тайн и лжи. Но это Грегерс приносит в их счастливую семью, не лишённую, как каждая семья, трудностей, живущую в блаженном неведенье, гниль, в конце концов разрушившую хрупкое благополучие.

По писателю: Ибсен Генрик