«Пер Гюнт», анализ пьесы Ибсена

История создания

Пьеса «Пер Гюнт» написана 36-летним Ибсеном в 1867 г. Так писатель использовал полученную в 1864 г. писательскую стипендию. Современники приняли сложную по идее драму прохладно. Сегодня известна не столько драма Ибсена, сколько музыка Грига, которая написана по просьбе самого Ибсена.

Литературное направление и жанр

Ибсен – один из основоположников реалистической драмы. Пер Гюнт – типичный представитель современного общества, легко меняющий свою точку зрения, эгоистичный, беспринципный. Но «Пер Гюнт» содержит множество черт романтизма. Во-первых, у пьесы есть фольклорная основа, которая связана с героями скандинавской мифологии – троллями, гномами и другой нечистью. Интересно, что Андерсен, который в «Снежной королеве» использовал тот же образ троллей, способных искажать точку зрения, и тот же мотив повреждённого зрения, назвал драму Ибсена абсолютной бессмыслицей.

Во-вторых, Пер Гюнт очень похож на романтического героя. Пустослов и мечтатель, противопоставивший себя обществу с его нормами и условностями, человек, отвергающий общественную мораль и пытающийся сформировать собственную, даже установить собственные законы бытия.

У героя много общего с гетевским Фаустом, который совершает ошибки, потому что находится в вечном поиске. Именно поэтому Фауст оправдан ангелами: «Чья жизнь в стремлениях прошла, того спасти мы можем». «Фауст» – произведение просветительское, которое показывает, что просветительство – неудавшийся проект, что построить рай на земле невозможно. Пер Гюнт, подобно Фаусту, придумывает райскую страну Гюнтиану на месте пустыни, но не осуществляет не только этот, но и много других хороших проектов.

«Пер Гюнт», несомненно, принадлежит к драматическому роду. Его жанр определяется как драматическая поэма, то есть, в отличие от «Фауста», жанр которого трагедия, Пер Гюнт побеждает и ад, и Пуговичника, считающего его ничтожеством.

Современные литературоведы определяют жанр произведения как философско-символистскую драму, идейное продолжение и дополнение драмы «Бранд».

Тема и проблематика

Тема пьесы Ибсена – самоопределение и реализация человеческой личности.

В пьесе поднимаются важнейшие философские проблемы, и одна из них – человеческая природа. Вопрос, как ни странно, задаёт Доврский дед, тролль Боссе: чем отличается тролль и человек. И сам же объясняет: человек должен быть собою самим, тролль же – доволен собою самим. То есть человек всегда должен опираться на свою человеческую сущность, всегда думать о том, что значит быть человеком. Тролль же живёт, не задумываясь о совести и морали. Вся дальнейшая жизнь героя – поиск самого себя.

С этой главной связаны проблема истинного и ложного пути, вообще истины и обмана. Пер Гюнт, встретив дочь тролля, сначала очень рад тому, что «у жителей Рондских вид всё двоякий имеет и смысл… Кажется белым у нас, что черно, Что безобразно – красивым».

Сюжет и композиция

Драматическая поэма состоит из 5 действий. В первом перед читателем предстаёт 20-летний Пер в собственном норвежском селенье. Это человек, оторванный от реальности, живущий только мечтами и сказками. Он определяет девиз собственной жизни, который сбывается, подобно пророчеству: «Знать заранее нельзя, Что и с кем случится в жизни». Пер проявляет себя как драчун и забияка. Он дважды дерётся с кузнецом. К тому же юноша бродяга, ушёл от матери на целый месяц якобы охотиться на оленя. За этот месяц влюблённую в него Ингрид просватали, но Пер крадёт её и уносит в горы. Пер порывист и непоследователен, на свадьбе он знакомится с юной Сольвейг, которая не похожа на любую из знакомых девушек.

Во второй части Пер Гюнт показан через отношения с разными девушками: «Чёрт бы взял воспоминанья, Чёрт побрал бы всех вас, баб, Кроме лишь одной-единой…» Первая – влюблённая в него Ингрид, дочь богача из Хэгстада. Пер Гюнт бросает её, как слишком доступную, отказавшись от почёта и богатства. За это за Пером гонится чуть ли не вся деревня, а его мать и переселенцы идут искать Пера, чтобы вызволить его из болота или из пещеры троллей с помощью колокольного звона.

Потом Пер встречает трёх пастушек, оставшихся без мужчин и ищущих любви троллей. Всё второе действие наполнено фантастическими событиями, так что впоследствии, в четвёртом действии, Пер Гюнт считает, что у него был жар и все события второго действия ему привиделись.

Проведя ночь с пастушками, на следующую Пер знакомится с женщиной в зелёном, дочерью Доврского деда из Рондских скал, и представляется ей королевичем. Пер Гюнт не возражает против внешних изменений, потому что, по мнению троллей, он уже почти тролль: лишиться солнечного света, снять одежду, подвязать хвост, свинью и корову назвать девушками. Но он не соглашается повредить глаза, чтобы видеть всё, как тролли, и убегает, в чем помогает ему колокольный звон. Это ищущая его мать велела звонить в колокола.

В третьем действии перед читателем предстаёт как будто переживший перерождение Пер. Он отвержен, изгнан в лес, он покончил с фантазиями. Его мать лишили всего имущества, которое отошло старику из Хэгстада, отцу Ингрид. К Перу прибегает на лыжах Сольвейг, ушедшая от родителей ради возлюбленного. Но Пер вынужден уйти от Сольвейг, потому что дочь тролля грозит ему, что не оставит их в покое. Побывав у умирающей матери, Пер отправляется за море.

В четвёртой части добившийся положения и богатства Пер обманут товарищами на юго-западном берегу Марокко. Лицемеры захватили его корабль, бросив его одного в пустыне. Но возмездие настигло их: корабль сгорел. Пер Гюнт находит брошенные вором украденные одежды царя, царского коня и играет роль пророка. Он вторично обманут прекрасной Анитрой и приходит к выводу, что невозможно вернуть молодость, повторяя её ошибки. В этой части Пер Гюнт испытывает и бросает карьеру дельца и увлечения любви. Последнее испытание этой части – сумасшедший дом в Каире, куда Пер Гюнт попадает во время путешествия. По словам директора, все в сумасшедшем доме являются самими собой, «полны сами собой, – и только», при этом они вне себя. Поэтому Пер назначается их царём.

Последняя часть – итог жизни Пера. Уже стариком он возвращается домой, потерпев кораблекрушение (это и символ его жизненного крушения). Спасаясь сам, он наблюдает смерть матросов и даже способствует этой смерти, борясь за свою жизнь. Герой подводит жизненный итог, наблюдая жизни других. Чему стоит посвятить себя? Что является истинной ценностью? Последняя драма Пера – спор с Пуговичником, собирающимся переплавить никчемного героя, не достойного ни ада, ни рая. От небытии спасает героя верная Сольвейг, которая ждала его все эти годы, чтобы он уснул (читай – умер) у неё на руках.

Герои драмы

Пер Гюнт – рослый коренастый парень лет двадцати. Вот как характеризуют его семью односельчане: «отец пьянчуга был, а мать глупа. Его отец, Йун, растратил богатства, нажитые дедом, и пошел по свету коробейником. Мать называет его взрослым, крепким, сильным и ждёт, что он станет опорой хилой матери. В начале истории Пер напоминает фольклорного дурака, который всё делает невпопад. Он сидит на печи, дерётся с парнями, мать даже сравнивает его с Золушкой, так он грязен и неопрятен. Она считает, что Пер многого мог бы добиться, если бы меньше шатался без дела, хвастал и лгал.

Любимое дело Пера – сочинять истории. Впрочем, односельчане утверждают, что слышали такие от дедов. Пер Гюнт – мечтатель, видящий картинки из облаков, воображающий себя царём. Мать его характеризует как мастера разукрасить чужую ложь, зовёт Пера плутом, скотом, оленьим пугалом, лгуном, проклинает его и желает, чтобы вихрь унёс его, как подменыша-троллёнка,

Односельчане называют Пера ослом, бахвалом, хвастуном и лгуном. Сольвейг называет его диким. Сущность Пера видит отец Сольвейг. Он сообщает его матери, что Пер заблудился душой и погиб, что единственный путь для него – выжечь огнём покаянья грех своей души.

В четвёртом действии Пер Гюнт – господин средних лет. Он бесподобный хозяин, у него есть «полёт высокий И блеск свободного мировоззренья». Пер Гюнт холост и проповедует, в сущности, рассказанное в пору его юности троллем: человек должен быть самим собой и лелеять своё «я». Он рассказывает товарищам, что он самоучка, что систематически ничего не изучал, но «размышлял и думал», много читал. Он явился на запад без гроша бедным парнем, трудился до седьмого пота, но был изворотлив и ловок и через 10 лет стал богатым чарльзстоунским землевладельцем.

Он занимался торговлей неграми и ввозил в Китай божков и миссионеров, чтобы нейтрализовать действие ввезённых божков. Пер Гюнт лицемерен и хвалится, что для негров, работающих на его плантации, был как родной отец, пока их не продал. Герой надеется добрыми делами искупить свою вину.

В пятой части, пережив описанные в четвёртой измену друзей и любимой, сумасшедший дом, Пер Гюнт превращается в сильного и бодрого старика с седыми волосами и бородой. Итог его жизни: «Искал я золота, но сам всё потерял; с судьбою не в ладах мы оказались». Эта часть посвящена поиску идеального жизненного итога. Пер Гюнт перед лицом смерти на корабле в бурю пытается оценить, что же важно в жизни. Чтобы дома ждала любящая семья? Но все моряки погибают. Прожить жизнь в крестьянском труде, борьбе со стихией? Так сделал его односельчанин, покалечивший себя, чтобы не идти в армию. Но его сыновья не вспомнили о том, что он для них делал.

Герою открываются бесплодные производные его жизни: клубки мыслей, непровозглашённые лозунги, неспетые песни, невыплаканные слёзы, несделанные дела. Как выражается Пуговичник, пришедший перелить героя, не достойного ни рая, ни ада, «ты - нечто среднее: ни то, ни сё».

Вот итог жизни Пера Гюнта, провозглашённый ему чёрным человеком: «Всю жизнь не тем был, чем он послан был, И, как испорченная форма, должен, Быть перелит». Доврский дед открывает глаза Перу: он жил, как тролль. Был не сам собой, а сам собой доволен, был эгоистом и жил только для себя. Сущность того, что такое быть человеком, определяется для героя постепенно. Окончательно Перу открывает глаза Пуговичник, объясняя проблему через парадокс: «Быть самим собою - значит Отречься от себя, убить в себе Себя иль "я" свое».

Осе, мать Пера, – маленькая худенькая женщина, вдова. Она называет Пера пропащим, считает, что вырастила такого сына на позор и стыд себе. Но её строгость и злоба только внешние. Сочетание в ней внешних проклятий и искренней заботы смешно и трогательно: «О, чтоб ты кувырком Слетел оттуда и свернул бы шею… Ой, поосторожней!» Между тем роль матери в жизни юноши огромна. Многие считают её глупой, но она придерживается определённой жизненной философии, которая присуща далеко не всем: «С судьбой бороться разве нам под силу? Да и в глаза взглянуть ей тоже страшно!» Всю жизнь Осе боролась с жизненными трудностями. Оставаясь дома с сыном, когда муж таскался по деревням, она рассказывала ребёнку сказки. Те самые, которые Пер потом воплощал в жизнь: «Про принцев заколдованных, про троллей, Про похищения невест».

Мать во всем оправдывает Пера: виноват в дурных поступках не он, а проклятое пьянство или чёрт, который его надоумил. Наиболее лирический момент пьесы – смерть Осе. Пер Гюнт играет с ней в игру, которой мать утешала его в детстве: они едут на пир в замок Суриа-Муриа по приглашению короля. Во время сказочного путешествия мать умират счастливой.

Юная Сольвейг и её семья – переселенцы с запада. Окружающие называют их сектантами, так необычно они себя ведут. Сольвейг Пер Гюнт называет светлой, нежной, лёгкой, готов любоваться ею на расстоянии. Она не поднимает глаз и держится за юбку матери, а в другой руке держит молитвенник.

Полюбив Пера Гюнта, Сольвейг остаётся верна самой себе. Для неё не стоит проблема, как быть собой. Она готова слушать о Пере часами от его матери. Она рвёт с родителями и любимой сестрой: «Померкла Вся жизнь там для меня. Не могла Ни плакать от души там, ни смеяться». Сольвейг чувствует себя дома в лесу, в хижине Пера Гюнта. Она предлагает ему всю себя, предлагает помочь нести ношу, но и готова ждать его, сколько нужно, подобно Пенелопе, ждущей Одиссея. В конце драмы она превращается для Пера в мать и жену, то есть в идеальный женский образ. Она поёт умирающему Перу колыбельную, тем самым мешая Пуговичнику переплавить Пера.

Особую роль в пьесе играют мифологические персонажи. Ибсен основывался на фольклорных представлениях о троллях, известных из сказок Андерсена: они умеют показать ложь, которую все примут за истину. Так за мысленный блуд Пер Гюнт обзаводится сыном-уродцем, который хромоног, как Пер хром душою.

Самые загадочные символические персонажи – Кривая, Пуговичник и чёрный человек. Кривая подобна судьбе, предрекшей Перу бесплодные скитания. Чёрный человек – это чёрт, подобный Мефистофелю. Он играет роль учёного, ищущего в теле Пера орган фантазёрства, он предрекает гибель и забвение. Пуговичник, очевидно, символ обличающей совести.

По писателю: Ибсен Генрик