«Закон жизни», анализ рассказа Джека Лондона

История создания

Рассказ «Закон жизни» относится к «северным рассказам» Джека Лондона. Он входит в сборник «Дети Мороза» (1902). Это третий сборник рассказов писателя, в котором, по словам Лондона, «читатель воспринимает происходящее с точки зрения индейцев, глазами индейцев».

Литературное направление и жанр

Реализм Джека Лондона порой угнетает читателя своей бескомпромиссностью, грубостью, прямотой, но он далёк от натурализма, присматривающегося к страдающему телу. Главное для писателя – психология человека, оказавшегося в критической ситуации, часто между жизнью и смертью.

«Закон жизни» - короткий рассказ, в котором открываются страшные тайны жизни индейских племён.

Тема, идея, проблематика

Тема рассказа вынесена в заголовок. Закон жизни, с точки зрения умирающего героя – смерть каждого живого существа, тогда как задача жизни – продолжение рода. Джек Лондон поднимает в рассказе важную нравственную проблему - отношение к слабым, старым, умирающим. В первобытном природном обществе индейского племени законы жизни человека ничем не отличаются от законов жизни животного: побеждает сильнейший, действует естественный отбор. В рассказе ни слова не говорится о белых людях, которым адресовано повествование. Джек Лондон, с детства испытывающий на себе действие социального «естественного отбора», задаётся вопросом: если белые люди называют себя цивилизованными, почему они относятся к себе подобным так же, как несчастные индейцы, вынужденные оставлять стариков, чтобы выжить. Кроме морально-этической, в рассказе важны философские проблемы смысла человеческой жизни, отношения к смерти.

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит в течение нескольких часов. Все события в индейском племени, читатель воспринимает через органы чувств старого слепого Коскуша. Сначала читателю кажется, что Коскуш просто недоволен тем, что внучка не уделяет ему внимания, он вынужден сидеть на снегу и слушать, как происходят сборы. Но вскоре читатель понимает, что Коскуш – не капризный старик, а умирающий, брошенный на оставленной стоянке.

Коскуш надеется на то, что сын всё же возьмёт его с собой: «Он вспомнил других стариков, их сыновья уходили вместе с племенем. Его сын не таков». Но сын уходит, потому что путь далёк и люди с тяжёлыми тюками и подтянутыми от голода животами идут быстро.

От зияющей перед стариком вечности его отделяет вязанка хвороста, которую собирала ему внучка, не особенно заботясь о е величине: «Охапка сухих сучьев была мерой его ж жизни».

Ощущения, которые получает старик из внешнего мира, чередуются с его рассуждениями и воспоминаниями. Старик думает о внуке, слабом здоровьем ребёнке, которого вскоре дождётся смерть, «вечно голодная и самая голодная из всех».

Коскуш вспоминает, как сам оставил отца в верховьях Клондайка, как заболел и умер миссионер, чьи кости обглодали собаки, как во время Великого Голода Коскуш потерял свою мать. Летом не было хода лосося, зимой не пришли олени. До весны дожил только каждый десятый.

Коскуш вспоминает и времена изобилия, когда мужчины стали заносчивы и воевали с племенем пелли на юге и племенем танана на западе. Старику приходит на память смерть друга Зинг-Ха, который провалился в полынью на Юконе, выбрался из неё только до половины, примёрз и был найден через 3 месяца.

Воспоминание, которое неотступно преследует старика – детская игра в охотников. Коскуш и Зинг-Ха шли по следу волков, загоняющих старого лося.

В таких воспоминаниях и рассуждениях о законе жизни Коскуш провёл целый день. Даже когда костёр стал потухать и мороз усилился, старик всё ещё надеется, что «сердце сына смягчится и он вернётся назад с собаками и возьмёт своего старика отца вместе со всем племенем туда, где много оленей».

Сын думал, что отец умрёт легко. На это надеялся и сам старик: оцепенеют ноги, руки, тело, голова упадёт на колени, ведь «умереть суждено всем». Но герою уготовано ещё одно испытание: он не мирно замёрзнет, а будет растерзан волками, как старый лось, сцену смерти которого он помнит с детства.

У рассказа открытый финал. Даже кульминация – неизбежная смерть героя – не изображена в тесте.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – старый слепой Коскуш, дряхлый дед, одиноко сидящий на снегу, всеми забытый и беспомощный. Голос его стал как у старухи, глаза больше не показывают дорогу ногам, ноги отяжелели, он устал. Когда-то он был вождём, а теперь вождь – его молодой сын, тот самый, который его оставил.

Из воспоминаний Коскуша читатель узнаёт о том, что он был человеком значительным. Он был вождём мужей и главой совета, убил чужого белого человека в рукопашной схватке, за его деяния его проклинало племя пелли.

Старик не показывает, насколько он боится смерти и одиночества. Он сдерживает себя, чтобы не позвать уходящего сына. Он говорит, что ему хорошо, и даже успокаивает сына: «Всё хорошо».

Коскуш не жалуется, понимая справедливость закона жизни. Сыну он говорит о себе то, что должен сказать старик, которого по традиции оставляют на стоянке. Он описывает сыну своё состояние необыкновенно поэтично, сравнивая себя с осенним листом, который еле держится на ветке и упадёт при первом дуновении ветра.

Горькая ирония заключена в словосочетании «довольный Коскуш». Лист опадает, когда пришло время, а старик, как и всё живое, не хочет умирать. Он утешается своей теорией о законе жизни, согласно которой листья умирают, а дерево живёт дальше, люди умирают, а род продолжается. Но в действительности он умирает не как лист, а как старый раненый лось, который дерётся с волками до последнего.

Отказ старика от борьбы – единственное, что отличает его от умирающего лося: «Зачем цепляться за жизнь?» Таково преимущество человека перед животным: подчиняясь закону жизни, он может переосмыслить его и умереть, внушая себе и другим, что ему «хорошо».

Художественное своеобразие

Природа в рассказах Джека Лондона обычно противостоит человеку, губит его. Но не в рассказе «Закон жизни». Если природа и становится причиной смерти старика (мороз, волки), то как будто нехотя или невольно, по закону, через который не может переступить ничто живое.

Такая связь и взаимозависимость человека и природы показана с помощью приёма психологического параллелизма, а иногда и прямых сравнений (осенний лист и старый лось умирают так же, как человек). Природа будто оплакивает неизбежное: скрип снега под ногами уходящего сына жалобный, прикосновение к щеке холодной морды волка подобно прощальному поцелую, о котором забыли сын и внучка.

Острота воздействия на читателя с первого же абзаца построена на контрастах. Путь племени далёк, а день короток, забот требует жизнь, а не смерть. Равнодушие к старику противопоставлено злости к собакам, которых бьют, но не оставляют умирать. Им трудный путь ненавистен, но это путь жизни. Старик лишён этого пути, остановка для него – это смерть.

Философские рассуждения героя о законе жизни – основа произведения. Закон состоит в том, что природа легко жертвует отдельными живыми существами, заботясь о видах и расах. Смерть живого существа неизбежна независимо от того, выполнит ли свою задачу живое существо: «Задача жизни – продолжение рода, закон её – смерть».

Ум героя автор называет примитивным, не способным на глубокие обобщения. Но мысли Коскуша о жизни и смерти глубоки и поэтичны. Джек Лондон делает эти рассуждения ещё более глубокими, потому что читатель примеряет их на своё цивилизованное общество. Чтобы добиться такого воздействия, Джек Лондон соединяет примитивную коротенькую фабулу с воспоминаниями старика о прошлых событиях (приём ретроспекции) и внесюжетными элементами (философскими рассуждениями).

По писателю: Лондон Джек