«Парадокс», краткое содержание по главам очерка Короленко

I

Повествование идет от имени мальчика, которому примерно десять лет, а его брату – восемь. Ребята очень любили играть в тихом уголке двора, между палисадниками, деревьями и пустыми стенами сараев. Здесь они часами напролет пытались самодельными удочками поймать рыбу из старой бадьи с застоявшейся водой. Мальчикам казалось, что живая рыба обязательно попадется на крючок из булавки, хотя в бадье не водилась живность, кроме крошечных головастиков.

Однако для малолетних героев важен был сам процесс. Мальчики пребывали еще в том прекрасном и беззаботном возрасте, когда о назначении жизни не имеешь ни малейшего представления.

В любимом уголке двора были и другие притягательные предметы. Например, на вершине мусорной кучи находился кузов какого-то старинного экипажа. Ребята часто в него садились и представляли себя героями различных приключений, пускались в неведомый путь.

II

В один из жарких июньских дней, когда мальчики удили рыбу из бадьи, к ним неожиданно прибежал лакей Павел и срочно позвал в дом. Появление этого человека насторожило ребят. Дело в том, что отец посылал Павла только в экстренных случаях, обычно приглашала мальчиков к обеду служанка Килимка.

Лакей с удивлением и несколько презрительно осмотрел самодельные удочки ребят, затем взболтнул воду в бадье. Павел заметил, что удочки для ловли рыбы нужно делать из орешника, вместо нитки необходимо использовать конский волос, а крючки из булавки вообще никуда не годятся.

Ребята спустились с забора и нехотя побрели к дому. Им было обидно, что увлекательное занятие ловли рыбы сорвано, самодельный инвентарь раскритикован, а впереди ожидало какое-то не очень радостное событие.

III

У крыльца дома собралось много людей. Там же были отец и мать мальчиков, военный доктор Дударев, старый холостяк пан Ульяницкий и другие знакомые люди. Внимание собравшихся привлекала небольшая, почти игрушечная телега, в которой сидел странный маленький человек с большой головой. Рядом с ним стоял высокий господин с длинными усами по имени Матвей. Он и представил собравшимся инвалида в тележке. Долгоусый сказал, что привез шляхтича из Заславского повета – Яна Криштофа Залуского. Этот господин – чудо природы, феномен!

Когда Матвей снял с Залуского курточку, оказалось, что у феномена нет рук, а ноги чем-то напоминают длинные паучьи лапы. Ими инвалид стал проделывать невероятные трюки: снимать со своих ног сапоги, а с головы – картуз. Впоследствии оказалось, что феномен умеет еще расчесываться и писать ногами.

Это мастерство он продемонстрировал публике, когда обратился к героям очерка с предложением получить жизненный афоризм от человека, который знает не только прошлое, но и будущее.

Мальчики робко подошли к инвалиду. Тот, немного подумав, написал им следующее: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Ребята плохо понимали значение афоризма, но в нем было что-то хорошее, даже глаза их матери заметно подобрели.

Однако отец мальчиков заметил, что такой афоризм из уст калеки больше похож на парадокс. Феномен оценил философскую мысль мужчины и решил, что за парадокс можно попросить отдельную плату.

IV

Мать мальчиков пригласила долгоусого и Залуского пообедать. Инвалида она кормила с ложки. Насытившись, гости поблагодарили хозяйку и отправились в обратный путь.

Мальчики решили проследить за Матвеем и Залуским. Вскоре они увидели, что к тележке подошел нищий в сопровождении девочки. Феномен приказал Матвею отдать этим людям серебряную монету, которую пожертвовал доктор Дударев. Долгоусому было жалко расставаться с «сороковцем», но вынужден был подчиниться.

Тележка покатилась дальше и вскоре поравнялась с тем местом, где стояли мальчики. Феномен заметил ребят, громко рассмеялся и вновь напомнил им о том, что человек создан для счастья.

После того, как тележка с феноменом исчезла из виду, мальчики отправились в свою любимую часть двора. Однако удить рыбу в старой бадье почему-то уже не хотелось. Этой ночью ребята плохо спали, часто вскрикивали и плакали. Первое противоречие жизни им требовалось еще понять и осознать. Мать вставала и крестила своих детей.

По произведению: 

По писателю: Короленко Владимир Галактионович