Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова

«Мцыри» — одна из составляющих цикла прекрасных произведений М. Ю. Лермонтова о жизни Кавказа. Пожалуй, в творчестве поэта нет более сильного произведения по накалу эмоций человеческой личности. Трагический романтизм отдельной судьбы — наверное, так можно охарактеризовать ту нить, из которой сплетается образ главного героя с необычным именем, ставшим нарицательным за годы существования произведения.

Лермонтов очень любил Кавказ, бывал там не единожды, и многое, что связано с этим уголком Земли, оставило неизгладимый след в душе поэта, подготовив почву для создания ряда прекрасных литературных работ. Лейтмотив поэмы — судьба черкесского мальчика, попавшего в плен и воспитывавшегося в христианском монастыре. По воспоминаниям одного из современников поэта, собы-тия, которые легли в основу произведения, были навеяны встречей с монахом во время путешествия Лермонтова по Военно-Грузинской дороге.

На поэта произвёл неизгладимое впечатление рассказ послушника о том, как он ещё в детстве был взят в плен русским генералом, который вёз его как диковинку или трофей для прислуживания в своём доме. По дороге ребёнок заболел и пришлось оставить его в монастыре, находившемся на пути следования. Мальчика выходили, но он очень долго тосковал по родине, пока не привык к своей новой жизни.

Впечатлившись, Лермонтов пишет поэму «Мцыри», использовав монаха в качестве прообраза главного героя, за исключением одного: Мцыри у Лермонтова так и не смирился с тем образом жизни, который ему уготовила судьба.

Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести…

Поэма рассказывает о трёх днях из жизни монастырского пленника, проведённых на свободе после побега из неволи. Основная часть произведения представляет собой монолог умирающего главного героя в виде исповеди перед своим наставником.

Многие аналитики считают ударом судьбы для Мцыри — ограничение его свободы как представителя вольнолюбивого народа. Скорее, основная трагедия заключается в том, что юноша ещё ребёнком был оторван от своей большой семьи, от окружающей его родной природы, традиций и языка. У кавказских народов очень высоко развит дух семьи и родственных отношений. Трепетное отношение к старшим, чувство семейной сплочённости, неразрывная связь с братьями и сёстрами — всё это впитывается практически с пелёнок. Так как главный герой попал в плен в сознательном возрасте, для него отрыв от этих устоев стал трагедией всей жизни, которую он так и не смог преодолеть.

Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».

Цель побега для юноши — не только попытка возвращения в свою семью и быт, который он не в силах забыть за столько лет, но и желание соприкоснуться с природой, которую он начал уже забывать за стенами монастыря.

Встреча с молодой грузинкой ещё больше подчёркивает ностальгию Мцыри по дому, семье и своему окружению. Лермонтов невольно противопоставляет образы одинокого пленника и юной горянки, пришедшей по воду к реке. Девушка полна жизни, она сама природа, и Мцыри с тоской смотрит, как юная грузинка скрывается за дверями сакли, поглощённая делами и жизнью своей семьи.

Накал эмоций, полученных за день, проведённый на воле, настолько силён, что дают Мцыри нечеловеческие силы для борьбы с горным барсом, встреченным при свете луны. Юноша настолько впечатлён внезапно обретённой за столько лет свободой, что даже стая хищников не смогла бы ему помешать выйти из этой борьбы победителем. Он сам хищник в данной ситуации. Огромное животное не смогло противостоять человеку, вылившему на него весь накал страстей и терзаний, накопленных за годы одиночества.

Умирая, Мцыри сокрушается о том, что так и не увидел вновь при жизни своих родных, и что смерть была бы легче для него, если бы его оплакивала родная душа.

И стану думать я, что друг
Иль брат, склонившись надо мной,
Отер внимательной рукой
С лица кончины хладный пот…

Писатель В. Г. Белинский в своём отношении к герою Лермонтова подчёркивал невероятный могучий дух Мцыри, его огненную душу и исполинскую натуру, которые даны только исключительным людям.

По произведению: 

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич