«Зверь», анализ рассказа Лескова

История создания

Рассказ Лескова «Зверь» был напечатан в «Рождественском приложении к «Газете А. Гатцука» в 1883 г. У произведения был подзаголовок «Рождественский рассказ».

Рассказ «Зверь» автобиографичен. Тётка Лескова очень юной была отдана замуж за пожилого благодетеля семьи. Этот человек был богатым, но злобным и жестоким. В отличие от героя Лескова, с ним не произошло чудесного духовного перерождения.

Литературное направление и жанр

Реалистический рассказ Лескова содержит натуралистические подробности описания охоты, в которых не упускаются жестокие детали.

«Зверь» - традиционный рождественский рассказ. В 19 в. такие печатались под Рождество и описывали внезапные чудесные изменения в жизни людей: бедные становились богатыми, сироты обретали семью. Но главное чудесное преобразование – это перерождение человеческой души. Такое перерождение в рассказе мотивированно наблюдением жестокого героя за движениями благородной души слуги. Изменение неожиданно и непредсказуемо, что делает этот рождественский рассказ похожим на новеллу.

Тема и проблематика

Тема рассказа – преображение человеческой души, которое в руках Божьих.

Важнейшая социальная проблема рассказа – проблема крепостного права. Описаны события примерно 30-х гг.19 в. К моменту написания рассказа крепостное право было уже 20 лет как отменено, но не изжиты отношения между деспотичными помещиками и рабски покорными слугами. В рассказе Лесков предвидел, что тень крепостного права, делающего рабами и слуг, и господ, долго будет властвовать над душами его соотечественников.

В рассказе поднимаются нравственные проблемы милосердия и наказания, добра и зла, воспитания, истинной веры.

Сюжет и композиция

Рассказ состоит из 16 крошечных главок. Повествование динамично.

В названии рассказа указана проблема произведения. Лесков сам предлагает читателю определить, кто зверь: медведь Сганарель или помещик, дядя рассказчика.

Эпиграф к рассказу из жития старца Серафима Саровского, который, по преданию, с рук кормил медведя и других животных. Для милосердного старца животные, как и люди, имеют душу.

Рассказ представляет собой воспоминания рассказчика о детстве. Мальчик гостил в поместье дяди в Орловской губернии в рождественские дни, пока его мать ездила к отцу-следователю, задержавшемуся по делам в Ельце.

В доме деспотичного дяди мальчик становится свидетелем наказания домашнего медведя Сганареля. Этого медведя ещё медвежонком приучили жить в поместье вольно. Обычно медвежат держали свободно до тех пор, пока они не нападали на животных или людей. Когда Сганарель через 5 лет вольной жизни покалечил гуся, жеребёнка и слепца с поводырём, дядя его решил убить, затравив вначале молодыми собаками. Главную роль в деле травли и убийства медведя должен был сыграть Храпон (Ферапонт), который медведя кормил, воспитывал и любил.

Убийство казалось особенно жестоким, потому что Сганарель был дрессированный, он выполнял команды Ферапонта без насилия.

По случайности медведь убежал. Ферапонт с ужасом ждал наказания. Но дядя, услышав в рождественский вечер, как священник рассказывал детям о любви и прощении, совершенно преобразился. Он отпустил Ферапонта на волю. Впрочем, тот идти отказался и был верным слугою до смерти. Дядя же всю жизнь помогал нуждающимся.

Значительную часть сюжетной композиции занимает описание дядиного страшного дома и поместья, подробности жестокой охоты, жизни медвежат в неволе, травли наказанных медведей. Центральный, кульминационный эпизод расправы со Сганарелем описан в мельчайших подробностях.

Герои и образы

Дядя, главный герой рассказа, – орловский помещик, богатый, старый и жестокий, злобный и неумолимый. Автор ищет причину такого поведения дяди в его стремлении быть мужественным, сильным и твёрдым духом. Дядя борется с человеческими слабостями, как он их понимает, в других людях – со страхом и милосердием. Никому не прощалась никакая вина.

Дядя – любитель псовой охоты. Жизнь его, как жизнь большинства помещиков, проходит в праздности. Охота и наказания – развлечения для него.

Дядя как человек, убеждённый, что любые негативные качества можно искоренить воспитанием и наказанием, так же относился и к животным, не принимая во внимание их природу. Именно поэтому он казнил провинившегося медведя.

Перерождение дяди случается в рождественский день. Его вдохновляет разговор священника с детьми об исправлении сердца.

Но и исправление сердца происходит не вдруг. Дядя не сам просит прощения, не сразу смиряет свою гордыню, а лишь прощает Ферапонта и сообщает, что тот превзошёл хозяина в великодушии. Природная доброта дяди, которую он скрывал за суровостью, проявляется в помощи бедным и нуждающимся.

Ферапонт (Храпон) – «ловкий, сильный и смелый парень лет 25», красивый по-народному: белый, румяный, «с чёрными кудрями и с чёрными же большими глазами навыкате». Ферапонт служил доезжачим, то есть заведовал всеми гончими. Он умел воспитывать не только собак, но и присматривал за медвежатами, отбирал самого смирного и дрессировал его в своё удовольствие.

Ферапонт тяжело переживает наказание Сганареля. От ямы бежит, потому что жалостные стоны медведя мучительны для него. Но, в соответствии со значением своего имени (с греческого Ферапонт переводится как раб, слуга), не осмеливается ослушаться хозяина.

Ферапонт проходит все этапы казни медведя. Сначала он сажает Сганареля в яму, потом выводит своего друга оттуда на казнь, затем должен стрелять в него из засады. Но ряд случайностей избавляет Ферапонта от тяжёлой обязанности.

Сердце Ферапонта отзывчиво на доброту. Благородный поступок дяди, дающего рабу вольную, побуждает Ферапонта «вольной волей служить честней, чем за страх поневоле». Так Ферапонт из слуги превратился в друга.

Дядя так объясняет поступок Ферапонта: «Ты любил зверя, как не всякий умеет любить человека». Он до конца жизни называет Ферапонта укротителем зверя, имея в виду не столько медведя, сколько себя самого, свою звериную природу.

Сганарель – медведь «необыкновенной силы, красоты и ловкости», проживший в поместье 5 лет и не проявивший своих «зверских» наклонностей. Ум Сганареля сравнивается с умом пуделя, потому что он многому был научен: ходил на задних лапах, бил в барабан, маршировал с большой палкой, как с ружьём, мог с мужиками таскать грузы на мельницу и умел надевать высокую мужичью шляпу с пером. Сганареля не приходится тащить в яму. Он идёт по просьбе друга Ферапонта, да ещё и обнимает его всю дорогу, а с собой берёт свою шляпу. Попав в яму, медведь стонет, как человек. Сталкиваясь с сидящим в засаде Ферапонтом, медведь лезет к нему целоваться и обниматься, что и защищает его от выстрела другого охотника.

Рассказчик во времена описываемых событий был в возрасте 5 лет. Очевидно, у мальчика нежная ранимая душа, он не выносит дядиного строго воспитания. Рассказчик и его двоюродный брат одного с ним возраста. Мальчики случайно стали причиной того, что дядя узнал о нежелании Ферапонта стрелять в медведя и именно поэтому, чтобы позабавиться, дал ему такое поручение.

Дети очень переживают, так что не радуются ни угощениям, ни гостям. Детские неиспорченные сердца жалеют в равной степени и медведя, и Ферапонта. Мальчики переживают Божье милосердие. Молитва о медведе, которую не запрещает няня, как будто доходит до Бога, ведь медведь остаётся жив. Няня – представительница народного сознания. Она рассуждает, что и звери – творение Божье.

Художественное своеобразие

Начало рассказа готовит читателя к восприятию какого-то ужасного события, соотносимого с концом света и приходом антихриста. Природа скорбит: морозы убивают овец и птиц.

Похожий на замок дом, в котором происходят события – антураж готического романа ужасов. Эолова арфа (натянутые в окне струны, колеблемые в бурю ветром), устроенная в башне каменного замка сумасшедшим отцом помещика, отсылает читателя к древнегреческой мифологии, согласно которой над человеком властвует злой рок. Недаром дядя был тем мрачнее наутро, чем громче играла ночью эолова арфа.

Лесков описывает любимое дядино занятие, охоту, с помощью таких деталей, которые вызывают к ней отвращение и сочувствие к убиваемым животным, хотя охота была обычным занятием помещиков и не свидетельствовала об их жестокосердии. Собаки-пиявки, впивающиеся в медведя мёртвой хваткой, медведь, ужасными лапами разрывающий собак пополам, разорванные губы загоняемой во время охоты лошади – эти детали проявляют весь ужас власти. Лесков осуждает не только власть человека над человеком, но и насилие человека над миром животных считает противным замыслу Божьему.

Гости, наблюдающие за травлей Сганареля, не могут видеть в дрессированном животном дикого зверя, они жалеют идущего на задних лапах медведя, надевшего смешную шапку и похожего на преданного и изгнанного близкими короля Лира. Медведь очеловечивается зрителями, им кажется, что он страдает не столько физически, сколько морально.

По произведению: 

По писателю: Лесков Николай Семёнович