«Запечатленный ангел», анализ повести Лескова

Краткая история создания

Повесть «Запечатленный ангел», которую сам Лесков назвал «рождественским рассказом», была написана в 1872 году. Впервые ее опубликовал «Русский вестник» в 1873 году. Развязка произведения вдохновлена реальным случаем. Как отмечал Лесков в «Печерских антиках» (1883), один калужский каменщик в действительности прошел по цепям недостроенного моста с киевского берега на черниговский и благополучно вернулся обратно. Только сделал он это не ради иконы. Причина была куда прозаичнее – товарищи послали его за водкой, которая на черниговском берегу стоила гораздо дешевле.

Композиция

«Запечатленный ангел» представляет собой «рассказ в рассказе». Произведение состоит из шестнадцати глав. Первая – экспозиция. Действие происходит 31 декабря. Перед читателями предстает затерянный среди степи постоялый двор. В нем укрылось от непогоды множество путников разных сословий. Один из них решает поведать о том, как ему ангел являлся. Основная часть «Запечатленного ангела» - его повествование. В финале Лесков возвращает читателей на постоялый двор, где слушатели рассуждают на тему того, что все произошедшее в истории можно объяснить с логической точки зрения.

Ключевые персонажи

Рассказчик истории об ангеле – Марк Александров, каменщик по профессии и бывший старообрядец. Он называет себя человеком незначительным, получившим воспитание «самое деревенское». С ранних лет ему пришлось работать в артели, путешествуя вместе с ней по разным городам. Божьей волей ему было предначертано пройти сложный и важный путь, в конце которого он отказался от раскольничества и присоединился к «господствующей церкви». Особого внимания заслуживает его речь. Современный читатель может посчитать ее сложной для восприятия, так как она стилизована Лесковым под древнерусские поучительные книги.

Глава артели каменщиков – Лука Кириллов. Ему принадлежали иконы, которым молилась старообрядческая община, в том числе и икона ангела-хранителя. По словам рассказчика, он «страстно любил иконописную святыню». Именно Лука совершил подвиг, перейдя по недостроенному мосту. Причем сделал Кириллов это не из-за иконы. Ему было важнее спасти англичанина Якова Яковлевича и деда Мароя. Не приди Лука, их бы поймали и обвинили в краже иконы ангела, что повлекло бы суровое наказание.

Чтобы сделать копию арестованной иконы ангела-хранителя, артель пригласила Севастьяна – талантливого иконописца и «страстного странствователя», который ходил по всей России и «староверам починку работал». Руки у него были «большущие, как грабли». Несмотря на это, мастерство его было настолько велико, что он умел «в премельчайшем каждом личике все богозрительство» выражать. Когда Севастьян написал для Якова Яковлевича и его супруги четырехчастную икону «Доброчадие», англичане рассматривали ее в микроскоп и никаких ошибок не смогли найти. У этого персонажа есть прототип – иконописец и старообрядец Никита Севастьянович Рачейсков.

Как и в любом другом обществе в артели встречались и плохие люди. Речь идет о Пимене Иванове. Он описывается как щеголеватый человек среднего возраста, «сластолюбец», бахвал, имевший характер «легкий и увлекательный». Пимен исполнял различные поручения старообрядцев – в частности, делал покупки и общался с чиновниками. В городе Иванов познакомился с женщиной – супругой «немаловажного лица», которая с чего-то решила, что «очень староверов любит». Довольно быстро Пимен заслужил в ее глазах славу чудотворца, хотя в действительности был ближе к обычному аферисту. Однажды он разгневал эту женщину, из-за чего и навлек неприятности на всю артель.

Руководил строительством моста английский инженер Яков Яковлевич, который с интересом и по-доброму относился к раскольникам. Он всеми силами старался помочь артели вернуть арестованную икону. Англичанин даже пошел на нарушение закона, решив принять участие в ее краже. В роли прототипа этого персонажа выступает Виньоль Чарльз Блэкер, под руководством которого в реальности велось строительство моста через Днепр в Киеве.

Значительную роль в развитии сюжета играет отшельник «господствующей церкви» Памва, которого рассказчик называет безгневным и беззавистным. Принято считать, что его прототип – Серафим Саровский. Для Памвы нет разделения на раскольников и «церковных». По мнению отшельника, «все… уды единого тела Христова! Он всех соберет!». Не в последнюю очередь именно благодаря встрече с Памвой Марк отказался от старообрядчества.

Ключевые темы повести

Одна из ключевых тем «Запечатленного ангела» - тема русской иконописи. Лесков активно изучал «церковную археологию вообще и особенно иконографию». В произведении использованы знания, полученные писателем из посвященных русской иконописи трудов. В частности, из исследования Буслаева «Общие понятия о русской иконописи», опубликованном в 1866 году. Кроме того, в «Запечатленном ангеле» нашло отражение общение Лескова с упомянутым выше иконописцем Никитой Севастьяновичем Рачейсковым.

Другая важная тема повести – тема чудес. В «Запечатленном ангеле» Лесков описывает разное отношение к чудесным явлениям. Например, Пимен откровенно продает Божественную благодать. Внезапно воспылавшая любовью к раскольникам барыня ее с удовольствием покупает, выпрашивая то дочь для себя, то повышение для мужа и тому подобное. Оба потребительски относятся к чудесам. Нужно понимать, что Пимен сильно отличается от остальных артельщиков. Другие раскольники воспринимают чудеса как естественную часть жизни, не особо удивляясь, когда они происходят. При этом вряд ли им пришло бы в голову начать бойкую торговлю чудесными явлениями, как это сделал Пимен.

В финале «Запечатленного ангела» один из слушателей говорит, что все чудеса, описанные в рассказе Марка Александрова, вполне объяснимы. Бывший старообрядец даже не собирается с ним спорить. Более того – он охотно объясняет единственное чудо, тайну которого слушатель сам не смог разгадать (каким образом спала печать с копии иконы ангела-хранителя). В самом конце Марк говорит, что «всяк как верит, так и судит», а для него и для других бывших староверов совершенно не важно, «какими путями господь человека взыщет и из какого сосуда напоит, лишь бы взыскал и жажду единодушия его с отечеством утолил».

По произведению: 

По писателю: Лесков Николай Семёнович