«Овцебык», анализ рассказа Николая Лескова

Николай Семенович Лесков – один из самых противоречивых русских писателей второй половины девятнадцатого века. Он во многом был не похож на собратьев по перу, противоречив, часто вступал в конфликты, отстаивая свою точку зрения на задачи литературы. Творческую деятельность Николай Лесков начал в шестидесятые годы XIX века. В умах и сердцах русских интеллигентов господствовал тогда дух нигилизма, широкое распространение получили идеи революционных демократов.

Однако Лесков сторонился этих модных тенденций, что дало удобный повод многим критикам и недоброжелателям заподозрить начинающего писателя в обывательской позиции – «моя хата с краю». Они обвиняли Лескова в полной безыдейности и нежелании реально оценивать происходящие в стране события.

Между тем, такие обвинения были явно надуманными и тенденциозными. Николай Лесков прекрасно видел все проблемы российского государства, стремился к их разрешению, но делал это в силу собственного мировоззрения. А своим принципам Николай Семенович не изменял на протяжении всей жизни.

Герои рассказов и повестей Лескова, на первый взгляд, – обычные люди. Однако читатель быстро понимает, что они не от мира сего. Их мысли и действия выходят за рамки традиционного поведения человека. Показательным в этом плане является один из первых рассказов Николая Лескова «Овцебык», который автор написал в 1862 году в Париже.

Главный герой произведения – кутейник Василий Петрович Богословский, двадцати восьми лет от роду. В России словом «кутейник» обычно в шутку, а чаще пренебрежительно называли представителей духовного сословия. Богословский окончил в свое время семинарию, но служить священником в одном из приходов так и не смог. Дисциплина и другие порядки противоречили желаниям его свободолюбивой души. Ничего не вышло у Василия Петровича и после поступления в Казанскую духовную академию, откуда он просто ушел.

Что касается фамилии главного героя, то она удачно подчеркивает социальный статус Василия Петровича. Такую фамилию очень часто получали учащиеся и выпускники семинарий, духовных академий, священнослужители.

Но главной отличительной особенностью Богословского стала кличка «Овцебык», которую он получил за характерную внешность. «Его наружность необыкновенно напоминала овцебыка, которого можно видеть в иллюстрированном руководстве к зоологии Юлиана Симашки».

В том же 1862 году вышел в свет роман Тургенева «Отцы и дети», в котором был ярко представлен новый человек – нигилист Евгений Базаров. Герой романа тут же стал предметом для подражания в среде передовой российской молодежи. Не очевидно, но вполне допустимо, что Лесков решил противопоставить образу Базарова своего нового человека.

Василий Петрович Богословский в свои 28 лет уже познал жизнь с разных сторон, а теперь с упорством ищет пути изменения действительности, для чего постоянно читает классиков мировой литературы. Он готов встать на защиту бедных людей, но не понимает, что для этого должен сделать.

Несмотря на обидное прозвище и непривлекательную внешность главного персонажа, Лесков относится к своему герою с симпатией. Правда, уже после первых глав рассказа становится понятно, что на роль вождя Овцебык не тянет. Его не воспринимают всерьез представители всех социальных слоев российского общества. Василий Петрович не мог даже мало-мальски устроить свой быт и личную жизнь.

Уже в начале рассказа Лесков акцентирует отношение Овцебыка к слабому полу: «О женщинах не мог слышать никакого разговора, почитал их всех поголовно дурами и очень серьезно жалел, что его старуха мать — женщина, а не какое-нибудь бесполое существо». Понятно, что с таким отношением к противоположному полу, рассчитывать на семейное счастье или хотя бы на какую-то взаимность Василий Петрович не мог. Тема любви проскальзывает в произведении лишь бледной тенью через своеобразный символ – белый платок Настасьи Петровны, запятнанный алой кровью Овцебыка, порезавшего палец.

Впрочем, истоки такого отношения к любви следует искать в самой личности Николая Лескова, который на протяжении своей жизни видел в отношениях полов лишь губительную силу. Практически все герои и героини Лескова несчастны в любви, жертвенны, способны на самые необдуманные и разрушительные поступки.

В то же время, Овцебык – мечтатель. Он хочет найти далекий от современной цивилизации край, где будет жить в окружении первозданной природы, а люди, которые окажутся рядом, будут так же воспринимать действительность, как и сам Василий Петрович. Понятно, что такие мечтания были наивными и не имели под собой сколько-нибудь реальной почвы. Ведь, по своей природе люди везде одинаковы. Их различие состоит лишь в религии, привычках, традициях, некоторых местных особенностях. А Овцебык вообще чурался общества, ему было гораздо комфортнее жить самому, иногда беседовать с самыми близкими людьми – автором повествования и очень добрым человеком Яковом Челновским.

Уже в ранних произведениях Николая Лескова отчетливо проявилась его своеобразная манера повествования. Рассказ «Овцебык» – яркое тому подтверждение. Живая разговорная речь Лескова сильно отличается от литературной, которой было написано подавляющее большинство произведений русской классической литературы.

Правда, у Николая Семеновича эта разговорная речь кажется несколько приторной, поскольку он вобрал в нее весь кладезь русской народной словесности. В текстах Лескова бесполезно искать простоту изложения, которая была присуща народному языку Гончарова или Тургенева. Но к такой «приторности» читатель быстро привыкает, а затем с легкостью воспринимает авторские изыски.

Например, такие:

Столь мягкая манера письма Лескова невольно смягчает и трагические события, которых в рассказе немало. А самоубийство Овцебыка изложено уж совсем буднично, словно произошло то, что давно должно было случиться. Василий Петрович повесился на тоненьком крестьянском пояске, но в его глазах «нельзя было прочесть предсмертной мысли добровольного мученика».

Получается, что Богословский просто исчерпал все средства, которые удерживали его на этом свете, а затем свел счеты и с самой жизнью. Многие критики оценили такой финал, как бессмысленность и бесполезность борьбы с установившимися в обществе правилами. Мол, не знаешь броду – не суйся в воду.

По произведению: 

По писателю: Лесков Николай Семёнович