«Сохрани мою речь навсегда», анализ стихотворения Мандельштама

История создания

Стихотворение «Сохрани мою речь навсегда» было написано Мандельштамом в 1931 г. При жизни поэта не печаталось. Стихотворение было напечатано через 30 лет в Нью-Йорке, и только через 35, в 1966, в СССР.

Стихотворение представляет собой обращение. Вызывает споры вопрос, к кому обращено стихотворение. Ахматова считала, что к ней. Надежда Мандельштам, которая как раз и сохранила для читателей наследие поэта, отмечала, что стихотворение не обращено ни к кому. Есть литературоведы, которые полагают, что стихотворение обращено к власти, это попытка с ней договориться. Иные усматривают в тексте обращение к абстрактной судьбе и даже к Богу.

Литературное направление и жанр

Мандельштам остаётся верным акмеизму, в материальных образах описывая не только своё отношение к настоящему, но и собственное наследие. Сквозная метафора колодца – акмеистическое описание поэзии.

Жанр стихотворения – философская элегия. Мандельштам продолжает тему мировых «Памятников» Горация, Державина, Пушкина...

Тема, основная мысль и композиция

В первой строфе лирический герой перечисляет те качества, благодаря которым его творчество (речь) достойно памяти. Последние две строчки строфы объясняют природу творчества лирического героя.

Вторая строфа – обращение к отцу, другу, помощнику. Это попытка идентифицировать себя в собственной «народной семье». По другой версии, всё это – метафоры языка или поэзии.

Третья строфа рассказывает о жертве, на которую поэт может пойти ради того, чтобы его любили.

Тема стихотворения – след, который оставляет поэт в мире. Основная мысль – попытка примириться с реальностью, компромисс со временем, который необходим для сохранения «звучащей речи», творческого наследия. По другой версии, колодец поэзии для лирического героя – это как раз не компромисс, а готовность бороться до смерти. Герой готов претерпеть любые трудности, чтобы соединиться с народом и обрести поэтическое бессмертие.

Синтаксически композиция стихотворения строится на дополнениях, начинающихся предлогом за. Это указание и на причину ценности поэзии, и на жертву, которую готов принести лирический герой.

Тропы и образы

Лирический герой уверен, что за осуществление мечты нужно платить. Поэтому он договаривается, и вторая сторона договора – власть, собственный народ, судьба, язык, поэзия...

Лирический герой стихотворения, в отличие от Пушкина, совсем не уверен, что высшая инстанция утвердит договор. Мандельштам готов отдать даже жизнь за сохранность своих стихов.

Сделка лирического героя совершенно безумна. Он идёт на всё большие уступки, соглашается со всё худшими условиями, но по отношению к оппоненту он проговаривает всё, что думает. Герой готов принять злодейства оппонентов и даже в них участвовать. Сами по себе злодейства средневековы, ассоциируются с восточной жестокостью.

Достоинства своей поэзии Мандельштам характеризует тремя метафорами: привкус несчастья и дыма (то есть горечь), смола кругового терпенья (вяжущая круговая порука, вынуждающая терпеть и молчать), совестный дёготь труда (чёрный, тяжёлый труд на совесть). В последних двух случаях Мандельштам использует фразеологизмы «круговая порука», «мазать дёгтем».

В третьей и четвёртой строчках Мандельштам рассуждает о природе поэзии. Образ Новгорода возникает в связи с непокорностью и свободолюбием. Вифлеемская звезда и одновременно рыба (с плавниками) – символ света, появляющегося в темноте, сражающегося с ней. Неологический эпитет сладимая вода как причастие имеет значение действия. Сладость воды ограничена во времени.

Во второй строфе лирический герой обращается к языку (наиболее очевидная версия), называя его отцом, другом, грубым помощником, а себя – непризнанным братом. Метафора глубокого сруба – колодца – снова метафора поэзии. Лирический герой, ставший на одну сторону с татарвой (злодеями), готов топить, как говорит Гаспаров, «классовых врагов». Г.Кружков усматривает в князьях народную элиту, к которой Мандельштам относил и себя.

В третьей строфе снова возникает образ колодца, ставший сквозным в стихотворении и метафорически обозначающий поэзию. Мёрзлые плахи городков (игры) любили расшибать советские вожди. Так же безжалостно они разбили поэзию Мандельштама.

Образ железной рубахи – метафора вериг, перенесённых за поэзию лишений и наказаний, даже каторги. Тогда топорище для петровской казни – это добровольное приближение собственной суровой участи. Г.Кружков считает таким топорищем написанную через 2 года эпиграмму на Сталина. Все страдания ради того, чтобы оставить след в языке.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным анапестом. В первой строфе есть ритмический сбой, отсутствует один слог, что делает первую строчку похожей на гекзаметр, настраивающий читателя на эпичность и значительность произведения.

Рифмовка в стихотворении перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

По произведению: 

По писателю: Мандельштам Осип Эмильевич