«Очень старый человек с огромными крыльями», анализ рассказа Маркеса

История создания

Рассказ «Очень старый человек с огромными крыльями («Старик с крыльями») был написан Маркесом в 1968 г. и вошёл в сборник «Невероятная и печальная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабушке» (1978).

Литературное направление и жанр

Произведения Маркеса принадлежат к так называемому направлению магического реализма, для которого характерно вплетение фантастических или магических элементов в реалистическую картину мира. При построении мира «чудесной реальности» творец должен найти в реальности что-то странное, лирическое или фантастическое и суметь показать читателю эти элементы чудесного для создания так называемой «обострённой реальности». Если сказать совсем просто, то фантастические и мистические элементы служат для того, чтобы проявить и обострить проблемы реальной картины мира.

Произведение Маркеса «Очень старый человек с огромными крыльями» называют и повестью, и рассказом. По размеру это малый эпический жанр, то есть рассказ. Возможно, повестью произведение называют, чтобы подчеркнуть, что оно описывает целую жизнь семьи (да и целую земную жизнь ангела). Действие этой повести занимает не меньше 7 лет (от рождения ребёнка до начала его школьного возраста).

Основная мысль и проблематика

Основная мысль произведения становится понятной при прочтении его в библейском контексте. Ангелы в Ветхом Завете нередко приходили на землю с целью испытать человека. Жители колумбийской деревни это испытание не прошли. Единственный их благородный поступок состоял в том, что они не убили ангела. Очевидно, что он болел и слабел потому, что люди проявляли свои худшие качества. И даже милосердие супругов состоит в том, что ангела хотели посадить на плот и дать ему трёхдневный запас воды. Когда же ангел обрёл относительную свободу (курятник развалился), он постепенно окреп, отрастил перья и улетел. Это открытый финал: то ли Господь убедился, что ангел людям не нужен, то ли и не было никакого ангела в приземлённой жизни этих людей.

Основная проблема, таким образом, – человеческое равнодушие к ближнему, приземлённость и неумение увидеть чудо (в крайнем случае, использовать его в своих прагматических целях).

Сюжет и композиция

Действие происходит на побережье Карибского моря в каком-то колумбийском посёлке. Линейная композиция очень проста. В тяжёлый для супругов Пелайо и Элисенды момент, когда заболел их новорождённый ребёнок, в углу своего патио они обнаруживают упавшего ангела. Этот единственный фантастический элемент почти не влияет на размеренную жизнь героев и целого селения. Став свидетелями истинного чуда, они его не то чтобы не замечают, а не воспринимают как чудо.

Ангел постоянно становится для них мелкой помехой, хотя и приносит немалые деньги. Супруги показывают его односельчанам как диковинку и через время уже могут купить на эти деньги дом.

В финале ангел смог окрепнуть и улететь, что героиня восприняла с облегчением.

Герои рассказа

Ангел, главный герой рассказа, не произносит за всё время ни одного членораздельного слова. Жители деревни строят предположения, откуда взялся ангел. Всезнающая соседка (очень реалистический тип) утверждает, что это ангел, посланный за ребёнком, но он свалился на землю от дождя. Другое её предположение противоречит первому, но она не замечает противоречия: современные ангелы – это участники заговора против Бога, то есть падшие, сверженные на землю ангелы, бесы.

В упавшем ангеле нет ничего величественного, напротив, он напоминает бомжа: «Вдвоем они смотрели в молчаливом оцепенении на лежащее в грязи существо. На нем было нищенское одеяние. Несколько прядей бесцветных волос прилипло к голому черепу, во рту почти не осталось зубов, и во всем его облике не было никакого величия. Огромные ястребиные крылья, наполовину ощипанные, увязли в непролазной грязи двора».

Уже в момент возникновения чуда в сознании читателя ангел разделяется на старика-нищего и совершенно не подходящие ему крылья. Для старика крылья помеха: он не может из-за них подняться. Он становится как бы дополнением к своим нелепым крыльям, так что по иронии попадает в курятник, то есть к другим крылатым существам.

Никто не относится к ангелу как к небожителю. Супруги почти сразу забывают о его странных крыльях, настолько они не вяжутся с этим образом. Любопытные односельчане просовывают ангелу хлеб, как животному в зоопарке. Среди кур он напоминает тщедушного самца, огромную беспомощную птицу.

Падре Гонсага замечает, что этот ангел уж слишком похож на человека. При ближайшем рассмотрении выясняется, что от ангела исходит «невыносимый запах бродяжничества», в крыльях кишат паразиты, а сам он сидит среди помёта и остатков завтрака.

Единственным сверхъестественным качеством ангела оказывается бесконечное терпение, потому что люди доставляют ему неудобства.

И всё-таки в жизни супругов происходят чудеса, которые они, погружённые в заботы житейские, не замечают. С прилётом ангела выздоравливает новорожденный, материальное состояние супругов постепенно поправляется. Очевидно, их примитивные желания исполняются: Пелайо завёл кроличий питомник и отказался от должности, Элисенда купила лаковые туфли на высоком каблуке и много платьев из шёлка. Тогда «неангельский» вид ангела – отражение скудости их духовной и душевной жизни.

Художественное своеобразие

В рассказе важную роль играет пейзаж. В начале рассказа, кажется, весь мир тоскует. Три дня непрерывно идёт дождь, новорожденному грозит смерть, а супруги выгоняют со двора крабов. Эта картина становится почти апокалипсической, когда в углу патио обнаруживается лежащий в грязи ангел. На протяжении всего рассказа взор читателя обращён в единственное место на земле – курятник во дворе Пелайо и Элисенды. Видны мельчайшие детали: помёт, крошки хлеба, лампадки у входа. Только в конце рассказа взгляд читателя вместе со взглядом Элисенды перемещается в небо, за горизонт, куда улетел ангел. Физически Элисенда поднимает глаза к небу, но в переносном смысле этого не происходит ни с одним из героев рассказа. Супруги воспринимают прилёт ангела как что-то обыденное, тяготятся его присутствием (Элисенда говорила, что настоящая пытка – жить в аду, набитом ангелами) и с облегчением воспринимают его уход.

Такая приземлённая жизнь людей удивительна для рассказчика. Он выражает своё отношение к происходящему через иронию. Иронично отношение к высказываниям односельчан о том, какое применение найдут ангелу, например, оставят его как производителя, чтобы вывести породу крылатых и мудрых людей, которые наведут порядок во вселенной. Ангелу предлагают кристаллы камфары в качестве пищи (традиционная ангельская еда), но он не ест не только их, но и обычные завтраки, предпочитая баклажанную икру (тоже ирония).

Рассказчик с иронией говорит о падре Гонсага, который проверяет природу ангела тем, почитает ли он представителя церкви и говорит ли на латыни. Маркес мастерски показывает церковную бюрократию: за много лет падре не получает никаких указаний от духовных властей о том, что делать в таком из ряда вон выходящем случае. В Риме занимались средневековыми спорами о том, есть ли у ангела пуп и сколько таких, как он, ангелов могут поместиться на острие иглы.

Эта оторванность так называемой духовной жизни от материальной немного компенсируется прагматичным падре, который берёт на себя ответственность, чтобы предостеречь паству от обмана, ведь, с его точки зрения, крылья не могут служить для распознания ангелов, они есть у ястреба и самолёта. Трагикомическая ситуация рассказа и отсутствие авторских комментариев позволяют читателю трактовать происходящее, исходя из собственной нравственности.

По писателю: Маркес Габриэль