«Драгоценности», анализ новеллы Мопассана

История публикации

Новелла «Драгоценности» («Les Bijoux») впервые напечатана в газете «Жиль Блаз» 27 марта 1883 года под псевдонимом Мофриньёз, а в следующем, 1884 году в сборнике Мопассана «Лунный свет».

Жанр и литературное направление

«Драгоценности» по своей структуре являются классической новеллой, в которой сталкиваются в сущности непримиримые начала жизни, однако неожиданная развязка состоит именно в их примирении и обусловлена столь же неожиданной деталью. При этом читатель, знающий законы новеллистического жанра, лишь увидав заглавие новеллы, может заранее определить эту деталь, и это конечно драгоценности.

И всё это было бы весьма романтично, если бы вместо романтической иронии – иронии самой жизни, самой природы – новелла не была исполнена самого жёлчного сарказма; а главный герой из простого честного человека и нежного влюблённого в одно кульминационное мгновение, как по щелчку пальцев фокусника, не преображался в жадного до денег мещанина. И таким образом в момент кульминации читателю открывается «тьма низких истин» о современном обществе, доселе бывших от него скрытыми под лёгким флёром «возвышающего обмана». А произведение в целом, в его комическом итоге, воспринимается как злая реалистическая сатира на современное общество, где всё решают деньги, и современного человека, с которым они уже всё заранее решили.

Тема, сюжет, композиция

Таким образом, глобальной темой данной новеллы являются «ценности» современного общества, на поверку оказывающиеся фальшивыми, а микротемой – «фальшивые» драгоценности, оказавшиеся подлинными. Эти глобальная тема и микротема группируются вокруг главного героя, месье Лантэна.

Однако сюжетообразующим образом новеллы является не образ главного героя, а образы его жён – первой и второй.

Из экспозиции мы узнаём, что месье Лантэн, парижский чиновник, очень хотел жениться и что его сердце покорила девушка из провинции, прелестного вида и с чудесными рекомендациями.

И вот он женится в первый раз. И действительно, его первая жена отличается ангельским характером. Она фантастически (!) роскошно поставила дом и на зарплату мужа – мелкого чиновника – кормит его деликатесами и поит дорогим вином. У неё, с точки зрения месье Лантэна, было всего лишь два недостатка: все вечера она проводила в театре (и пыталась затащить туда мужа) и покупала фальшивые драгоценности. Такова сюжетная завязка.

Муж с самого начала их совместной жизни возмущался тем и другим. Результатом его возмущения стало то, что покорная (?) жена не перестала носить драгоценности, но по вечерам исчезала уже без него. И как-то вечером она вернулась домой сильно простуженной, занемогла и вскоре умерла от воспаления лёгких.

Вдовец в безысходном горе, которое усиливается ещё и тем, что, как оказалось, кормиться на его зарплату так же роскошно, как при жене, невозможно. Бродя по улицам Парижа, он видит сытую, богатую публику и всем завидует. Наконец приходится продать драгоценности, и это момент кульминации, момент истины. Оказывается, что, по оценке ювелиров, драгоценности вовсе не фальшивые, а стоят столько, сколько простому чиновнику не заработать за всю свою жизнь. Опытный ювелир сохраняет на лице почтительную серьёзность. Его молодой помощник выбегает из комнаты, давясь от смеха. Лантэну ясно: жена ему изменяла. Выйдя от ювелира, он падает в обморок.

Но вот он встал, отряхнулся. У него в кармане кругленькая сумма, вырученная за первую же проданную драгоценность жены. А впереди продажа всех остальных, и уж тут он будет отчаянно торговаться!

Выручив за всё – про всё двести тысяч франков, он опять вкусно ест и пьёт, проводит время с девицами и даже отправляется в театр. Наконец он приходит на службу и гордо требует отставки, ссылаясь на полученное наследство (самое смешное, что это правда).

А где же положенная новелле неожиданная развязка? Она не заставляет себя долго ждать. Как мы помним, безвременно умершая мадам Лантэн имела ангельский характер, но оказалась бесчестной. Весьма поправив свои финансовые дела, месье Лантэн всего через полгода после описанных событий решает жениться во второй раз. «Его вторая жена была безупречно честна, но у неё был тяжёлый характер. Он вынес от неё немало страданий».

Художественное мастерство Мопассана-новеллиста и состоит прежде всего в этой системной переакцентировке контрастных жизненных начал. Неверная, бесчестная жена с виду сущий ангел, она доставила месье Лантэну много удовольствий. Верная и честная жена – сущий дьявол, «он вынес от неё немало страданий». Так и драгоценности – ключевое, заглавное слово – могут подаваться как фальшивые, «но совсем как настоящие». А могут и оказаться настоящими. Их блеск затмит на миг подлинные ценности – любовь, терпимость, доброту… Но это – лишь на миг.

По писателю: Мопассан Ги де