«Старуха Соваж», анализ новеллы Мопассана

История публикации

Новелла Мопассана, известная в русских переводах как «Старуха Соваж» или «Матушка Соваж» (ближе к оригинальному названию «La mère Sauvage»), была впервые напечатана в газете «Голуа» 3 марта 1884 года. В том же году вышла в сборнике Мопассана «Мисс Гарриет». Новелла посвящена профессору Жоржу Пуше (1833 – 1894) – врачу и зоологу, другу Флобера. Пуше, как и Мопассан, участвовал во франко-прусской войне: Пуше как военный врач, Мопассан как молодой солдат-новобранец. По одной из версий биографов Мопассана, именно Пуше поведал ему историю о матушке Соваж.

Жанр и литературное направление

По форме «Старуха Соваж» является классической новеллой, с нарочито затянутой экспозицией, о чём сигнализирует выделение экспозиции в специальную главку І (новелла делится на две главки). Такое относительно большое вступление понадобилось писателю-реалисту для того, чтобы обосновать свою точку зрения, претендующую не на абсолютную правоту (на что претендовали авторы дореалистической эпохи), а всего лишь на «близость к земле». Именно в качестве человека «привязанного к земле» (seduit la terre) позиционирует себя автор в экспозиции. Таковы же и его персонажи-крестьяне, и повестователь – друг автора местный помещик Серваль. Таким образом, все мысли и наблюдения в рассказе принадлежат простым людям, «людям земли», в число которых входят и повестователь, и сам автор.

Тема, сюжет, композиция

Тема «Старухи Соваж» – бесчеловечность, противоестественность войны как таковой. Если другие новеллы Мопассана о франко-прусской войне (например, «Мадемуазель Фифи») часто не без основания относят к произведениям, «воспевающим партизанскую войну против оккупантов» (Арман Лану), то этого уж никак не скажешь о «Старухе Соваж». Ведь главная героиня новеллы – Виктуар Симон по прозвищу Соваж (Sauvage – дикая) – «благоволила к своим четырём врагам» – немецким солдатам, поставленным к ней на постой: «Патриотическая ненависть, - поясняет автор, - свойственна только высшим классам – крестьянам она чужда». Как новеллист Мопассан просто обязан строить текст на подобных парадоксах. Кстати, парадоксальными являются и имена французских персонажей: Victoire и её погибший сын Victor – Победа и Победитель (между тем как Франция войну Пруссии проиграла).

Таким образом, в завязке новеллы между матушкой Соваж и её новоявленными сыновьями (они «хлопотали по хозяйству, как четыре примерных сына») царит полная гармония. А подлинное развитие новеллистического действия начинается с «похоронки». Это не официальное письмо, а весточка от простого солдата Сезара Риво – друга Виктора Соважа, которого, по сообщению Сезара, немецкое ядро «разорвало пополам». Письмо было трёхнедельной давности – это отсроченное развитие новеллистического действия особенно интересно: ведь всё то время, пока четверо немецких солдат жили с матушкой Соваж душа в душу, как примерные сыновья, её родной сын лежал где-то в чистом поле, разорванный пополам немецким ядром, и вряд ли даже был по-человечески похоронен (о чём особенно сожалеет матушка Соваж).

С этого момента всё развитие новеллистического действия совершается в течение одного дня. Утром немцы поймали кролика, чтобы матушка Соваж приготовила им его на завтрак. Натуралистическое описание убийства кролика как бы моделирует убийство Виктора: «…вид крови, которая сочилась ей на руки… бросал старуху в дрожь; ей всё виделся её мальчик, разорванный пополам и тоже окровавленный…» и т. д. Затем за завтраком старуха просит немцев записать ей их имена и адреса. Весь день она таскает сено на чердак, где поселились немцы, уверяя, что «так им будет теплее» (как говорится, «уже теплее»). Ничего не подозревающие немцы ей помогают носить сено. И вот ожидаемая кульминация – поджог старухой собственного дома вместе с запертыми на чердаке немцами. Явившемуся по тревоге немецкому офицеру она сообщает, что дом подожгла она сама, и вручает адреса солдат – с настоятельной просьбой сообщить их матерям имя той, которая казнила их, мстя за собственного сына. Старуху схватили, приставили к стене её дома, не успевшей ещё остыть, и расстреляли.

Из этой истории повествователь-помещик и автор-писатель делают определённые выводы, причём каждый свои. Помещик сетует, что именно после этого поступка старухи Соваж немцы решили в отместку разрушить помещичий дом. Автор же думает «о матерях четырёх славных парней, сгоревших в хижине, и о жестоком геройстве другой матери, расстрелянной подле этой стены. И я поднял с земли ещё чёрный от копоти камешек».

Таким символическим «камешком на память», чёрным от копоти жестокой войны, навек стала и эта великая новелла одного из лучших новеллистов ХІХ столетия.

По писателю: Мопассан Ги де