«Мать уродов», анализ новеллы Мопассана

История создания

Новелла Мопассана «Мать уродов» была напечатана в газете «Жиль Блас» в 1883 г. под псевдонимом Морфиньёз. Впоследствии она вошла в сборник новелл «Туан», выпущенный как иллюстрированное издание в 1886 г.

Тема и проблематика

Тема новеллы восходит к роману Гюго «Человек, который смеётся», изданному в 1869 г. Это тема стяжательства и наживы, которые не останавливаются перед любыми преступлениями, даже преступлениями против природы человека. И если в романе Гюго умышленно уродуют чужих детей ради прибыли разбойники-компрачикосы, то в новелле Мопассана это делает родная мать.

Проблематика романа выходит за рамки частного случая и частной проблемы конкретной «матери уродов» - разбогатевшей крестьянки. В новелле изображена женщина из общества, которая тоже сознательно уродовала своих детей, заботясь уже не о наживе, а о красоте. И неизвестно, какой порок более ненавистен Мопассану.

Литературное направление и жанр, проблематика

Мопассан – мастер реалистической новеллы. Это не просто анекдот, развёрнутый в небольшое эпическое произведение с неожиданным концом. Новеллы Мопассана зачастую трагичны в своём обобщении общественных явлений и типов.

Такова «Мать уродов». Поступок крестьянки не находит никакого оправдания в глазах рассказчика. Сочувствие беременной женщине, вынужденной перетягивать дощечками живот, сменяется «глубоким отвращением и дикой злобой», даже желанием задушить «эту гадину». Ведь рассказчик узнаёт, как бешено она торгуется при продаже детей, как нарочно уродует их, проводя своеобразные «исследования» о влиянии нажима на определённые части живота на уродства ребёнка. Поэтому не вызывают сочувствия и страдания несчастной беременной, сдавливающей дощечками живот, словно орудием пыток, «терпя страшные муки, но мужественно перенося боль». При этом рассказчик не забывает осуждать общество, которое вынудило наёмную работницу скрывать беременность. Мопассан обличает и отца (отцов) детей, иронично утверждая, что «они обладают некоторой стыдливостью», или прячутся, или делят барыши. Обобщая, рассказчик проводит аналогию между крестьянкой и женщиной его круга, родившей таких же уродливых детей и сбагрившей их няньке: «Эти уроды – результат корсета. Она знает, что рискует при этом жизнью, но ей всё равно – лишь бы она была хороша, лишь бы её любили».

Мужчин своего круга, вьющихся вокруг красавицы, рассказчик также осуждает, ведь они любят и уважают эту «изящную, очаровательную, кокетливую даму». Таким образом, следующий круг обобщения возлагает вину на всё общество, которое и является истинной «матерью уродов». Оно не только порождает несчастных, обременённых пороками (страстью к деньгам, наслаждениям), но и само при этом продолжает наслаждаться порочной жизнью, зная о собственной безнаказанности.

Сюжет и композиция

Новелла имеет кольцевую композицию. Кольцо составляет история о молодой, изящной, очаровательной женщине, известной в свете парижанке, пользующейся всеобщей любовью и уважением. Эта дама носила такой тугой корсет во время беременности, что все трое её детей были «уродливы, горбаты, искривлены, ужасны».

Основной сюжет – давняя «страшная история», которую рассказчик вспомнил по ассоциации. В маленьком провинциальном городке, в который рассказчик попал по приглашению друга, он познакомился с женщиной по прозвищу «чертовка» и «мать уродов». Произведя на свет волею случая несчастного уродца, мать уродов тоже волею случая продала его людям, показывавшим всякие диковины. Это натолкнуло её на мысль сделать рождение уродов источником дохода. И жила она действительно безбедно, несмотря на осуждение общества, не сумевшего предъявить ей никаких обвинений.

Герои новеллы

Главная героин новеллы – мать уродов, которую рассказчик называет страшной женщиной, а его товарищ характеризует её как ужасную женщину, настоящего дьявола. Каждый год она производит на свет детей-калек и продаёт их людям, показывающим всякие диковинки.

Рассказчик характеризует героиню как настоящий тип сильной крестьянки, «полуживотное-полуженщину». Это сорокалетняя высокая, хорошо сложённая, крепкая и здоровая женщина с жёсткими чертами лица. Её тело большое, ширококостное, угловатое, сильное, будто созданное для необузданных движений. Этому телу пристало бы выть по-волчьи, а не говорить грубым фальцетом.

Характер женщины поражает рассказчика. С одной стороны, она знает, что окружающие осуждают её. С другой, она зависит от окружающих, поэтому принимает их со злобным смирением. Мать уродов лицемерно делает вид, что не понимает причины уродства её детей, называя это наказанием Господним. Рассказчику она напоминает испуганного хищного зверя, да и сама сравнивает интерес к своим детям с интересом к зверям.

Но мать уродов не всегда была такой. Когда она была служанкой на ферме, она слыла «работящей, порядливой и бережливой». Рождение ребёнка-урода сделало её озлобленной, она ненавидела его и убила бы, если бы кюре не припугнул её судом.

Но суд оказался бессилен перед её дальнейшими преступлениями, ведь ничего нельзя было доказать. Ею двигала жажда наживы, которая была, с точки зрения рассказчика, ничуть не более преступна, чем стремление буржуа жить на ренту. Недаром же рассказчик сравнивает жизнь матери уродов с жизнью буржуа, а её домик – с домиком отошедшего от дел нотариуса: всюду порядок, сад благоухает.

Художественное своеобразие

Мопассан с ужасающей точностью, граничащей с натурализмом, описывает «деловодство» матери уродов. Первый её урод был куплен за 500 франков, причём она отчаянно торговалась, «соблазняя их уродствами своего младенца, с крестьянским упорством поднимая цену». Кроме того, она получала за ребёнка ренту 400 франков в год. Одиннадцать живых детей приносили ей 5-6 тысяч франков в год. Немудрено, что умершие дети приводили её в отчаянье.

Сами уроды описаны без натуралистических подробностей, скорее в духе романтизма, как чудовища, порождения чертовки: «Рождались у ней и длинные, и короткие, одни походили на крабов, другие на ящериц».

Вся новелла целиком похожа на антирекламу женских корсетов или на социальную рекламу здорового материнства. Она заканчивается безапелляционным высказыванием врача, товарища рассказчика: «Вот последствия перетянутых талий, которые до последнего дня остаются тонкими. Эти уроды – результат корсета».

По писателю: Мопассан Ги де