«Коко», анализ новеллы Мопассана

История создания

Новелла «Коко» была написана в 1884 г. и напечатана в газете «Голуа», а впоследствии вошла в сборник «Сказки дня и ночи».

Литературное направление и жанр

«Коко» - социально-психологическая реалистическая новелла Мопассана. Философские проблемы в ней тесно связаны с психологическими, а случай одновременно и исключительный (редкая фазенда может позволить себе содержать старого коня), и ужасающий в своей типичности (как типичны для человека превосходство над животным, неблагодарность и тупая жестокость).

Проблематика новеллы

Основная проблема новеллы – проблема человечности. Крестьяне не могут относиться к животным гуманно, для них это – рабочая сила, еда или источник дохода. Такое отношение накладывается на недоразвитый ум Зидора.

Другая, менее заметная на первый взгляд проблема, - проблема благодарности. Хозяйка фазенды, конечно же, не догадывалась о том, какие страдания терпит её любимый конь, с которым у неё были связаны сентиментальные воспоминания. Но она конём и не интересуется, словно откупается от него. Это совсем другой тип сознания, чем у примитивного крестьянина Зидора, но гуманизм хозяйки на поверку оказывается если не агрессией, то равнодушием.

Сюжет и композиция

Новелла начинается как пастораль. Читатель оказывается на экскурсии на идеальной ферме, «самой большой, самой зажиточной и самой благоустроенной в этой местности». На ферме следят и за растениями (низкорослые яблони защищены от ветра посадками), и за животными (собаки живут в конурах, птицы разгуливают в траве, у лошадей есть конюшни, у скота - прекрасные хлева из местного камня, скотина жирная, холёная и чистая, о чём заботился сам хозяин). Люди на этой волшебной ферме тоже живут будто одной большой семьёй, так что обедают за одним столом 15 человек – хозяева, работники и служанки.

Особенно поражает гуманизм хозяйки фермы, которая оставила старую лошадь Коко в конюшне, чтобы та доживала до смерти, как человек. Коко должен был прожить долгую счастливую старость в тёплой конюшне. Ему отсыпали полную меру овса, а летом он мог щипать сочную траву дни и ночи напролёт.

Но один человек, причём очень молодой, подросток, нарушает гуманистический замысел хозяйки идеальной фермы. Конюх Зидор вымещает свою неудовлетворённость жизнью на коне. Как трус, он начинает с вещей незначительных, которые создают коню неудобства, но не могут быть замечены: засыпает только полмеры овса, выгадывает подстилку и сено. Потом Зидор придумал стегать привязанную лошадь по ногам прутом, а позже бросает в неё острые камни. Зидор не понимает, «зачем кормить лошадь, которая уже не работает». И он самовольно уменьшает площадь пастбища, чтобы животное голодало, пока Зидору не пришла в голову мысль вовсе не перебивать кола. В течение трёх дней чудовищный пастух наблюдал смерть лошади в страшных муках, от голода. Коко страдает, подобно Танталу, видящему вокруг себя еду, но не могущему прикоснуться к ней. Прослеживается даже аналогия между мученической смертью лошади и распятием: вбитый в землю кол, не дающий «сойти с креста», унижение и избиение: парень бросает в белую морду лошади комок чёрной земли (контраст, символически отражающий борьбу добра и зла). Через 3 дня ожидания конь умер от голода среди зеленой сочной травы. Его смерть не была бесполезной: «И, вскормленная этим бедным телом, выросла там густая, буйная ярко-зелёная трава». А вот жизнь Зидора, которая у него уже вся впереди, никчемна и бесполезна. Он шатается ещё сутки после смерти коня, используя это время для безделья. Таким образом, Зидор сам опроверг собственный аргумент, что коня нужно убить, потому что он обкрадывает всех, даже Зидора, из-за того что не трудится, как Зидор.

Герои новеллы

Главный герой новеллы – очень старая бела лошадь Коко, которую хозяйка держала в конюшне и решила кормить до смерти. То есть для хозяйки конь – это больше, чем просто животное. Для хозяйки лошадь связана с какими-то сентиментальными воспоминаниями. В портрете лошади тоже проступают человеческие черты. Лохматая шерсть напоминала седую шевелюру, длинные-предлинные ресницы придавали глазам грустное выражение.

Страдания больной лошади тоже сродни страданиям старого человека: «Животное с трудом передвигало отяжелевшие ноги, утолщённые в коленях и распухшие над копытами».

Когда конюх издевался над Коко, тот смотрел вслед старческими глазами. Ога его раздувались, когда он пытался убежать от хворостины. Коко действительно проживает человеческую старость, но, как это обычно бывает у людей, его старость полна страданий, у него появляется недруг, гораздо больший мучитель, чем хищник-убийца. В результате добродетель хозяйки превращается в наказание дл лошади, и смерть её мучительна. А не мгновенна, как у старого коня на бойне.

Пятнадцатилетний конюх Изидор Дюваль (Зидор), наоборот, даже в первоначальном портрете наделён чертами какого-то дикого существа: «Это был худой длинноногий малый, очень грязный, с густыми, жесткими и всклокоченными рыжими вихрами». Да и внутренний мир Зидора подобен миру неразумного животного. Он казался дурачком. Причина была в сильном заикании, так что казалось, что «мысли никак не могли сложиться в его невосприимчивом грубом мозгу».

Суждения Зидора примитивны, это психология худшего представителя крестьянства. Зидор поражается, зачем держать бесполезное существо и изводить на него добро. Это была первая причина ненависти к животному, «ненависти жадного крестьянина – скрытного, жестокого, грубого и трусливого».

Другой причиной ненависти конюха стали насмешки окружающих. Над парнем смеялись не потому, что он ухаживал за инвалидом, а потому, что работники фермы видели, как парень ненавидит лошадь. Он хлещет коня, как врага, «остервенясь и стиснув от бешенства зубы».

Своими поступками Зидор отрицает собственную примитивную психологию, согласно которой жить имеет право только тот, кто трудится. Он разоряет птичьи гнёзда, слоняется без дела и даже сутки не говорит никому о смерти коня, чтобы быть свободным. То есть он сам добровольно становится, согласно своей примитивной логике, недостойным жизни.

Художественное своеобразие

Контраст – важный приём в новелле. Человек в ней противопоставлен животному, амбициозная молодость – покорной старости. И в новелле, как в последней части «Путешествия Гулливера», наделённым человеческой душой и разумным оказывается конь, а человек – ничтожнейшее и опасное создание в мире.

Важную роль играет в новелле портрет героев-антагонистов, коня и конюха, животного и человека. Важны в новелле и детали, часто имеющие символическое значение, как неперебитый кол или валяющийся рядом с ним праздно молоток.

Новелла производит гнетущее впечатление. Она пронзительна, как многие талантливые произведения о животных. Такой эффект достигается в том числе и благодаря приёму градации, нагнетания мучений и страданий коня, злобности и жестокости издевательств конюха.

По писателю: Мопассан Ги де