«Иветта», анализ новеллы Мопассана

История создания

«Иветта» - довольно длинная новелла, давшая название целому сборнику, впервые изданному в 1884 г.

Литературное направление и жанр

«Иветта» - это новелла, таковой считал её и сам автор, рассказ о неслыханном событии с неожиданным концом. Салон маркизы – явление необыкновенное. Туда приходят и авантюристы всех мастей, и так называемые мужчины из хорошего общества. Это игра в аристократию для тех, кто никогда не смог бы оказаться в аристократическом салоне.

Читатель внимательно следит за прозрением Иветты, которую видит сначала глазами Сервиньи, не умеющего понять, невинна она или развращена. Потом читатель узнаёт о её наивности и невинности, наблюдает за её решимостью жить честной жизнью, а не становиться содержанкой. Неожиданность развязки в том, что Иветта отказывается от дальнейшего противостояния сложившимся обстоятельствам и общественному мнению. Она подчиняется логике жизни, а не логике любимых ею романов, где случается чудо. Так что неожиданный конец реалистической новеллы как раз в том, что ожидаемого героиней и читателем чуда не происходит.

Проблематика новеллы

Одна из важнейших общественных проблем новеллы – порочность и развращённость общества. Сервиньи в начале новеллы наслаждается рассказом о салоне Обарди, «где женщины не отличаются строгостью, а мужчины честностью», называя гостей этого салона сливками каторги, хвастунами, лгунами, плутами. Женщины этого круга – «завоевательницы с повадками средневековых пиратов, истые самки хищных птиц».

Оглядывая салон маркизы Обарди, Сервиньи цинично даёт название каждому помещению. Комната с женщинами – это храм Плоти, где напрокат отдаётся подержанный товар. Комната, где играют мужчины – это храм Денег. А зал, где танцуют девушки – храм Невинности, рынок девушек, святилище. Дом маркизы Сервиньи метко окрестил музеем моральных недугов и тут же назвал основной недуг общества – развращение юных душ. Ведь дочери куртизанок, как бы ни старались их матери облечь свои занятия в благопристойный вид, всё равно обречены повторить судьбу матерей.

Другая проблема новеллы – проблема истинной и ложной любви. Сервиньи рассуждает о любви продажной, только её и называя словом «любовь»: «Какая ерунда и какая серьёзная штука – любовь! Как она банальна и занимательна, всегда одинаковая и всегда иная!» Сервиньи чувствует, что атмосфера салона пропитана любовью, и сравнивает любовь «мастериц своего дела» с настоящим лакомством кондитера, тогда как любовь женщин из общества напоминает пирожные из булочной.

Когда в Сервиньи просыпается поэтическая и даже философская жилка, он лицемерно рассуждает о «нравственной потребности, о мучительной душевной потребности слиться воедино с другим существом, открыть ему всю душу, всё сердце и до дна проникнуть в его мысли». На что честный и простой Саваль отвечает, что никогда не стремится в любви проникнуть в тайники женской души и довольствуется оболочкой.

Сюжет и композиция

Новелла состоит из 4 частей и занимает 70 страниц, то есть имеет объём небольшой повети. В первой части два друга, Саваль и Сервиньи, направляются в салон мнимой маркизы Обарди, который представляет собой совершенно уникальное явление. Этой даме удалось создать подобие светского салона, так что простак даже мог вообразить себе, что находится в обществе добродетельных женщин, хотя все они – авантюристки с дочерьми.

Действие следующих трёх частей происходит в снятой на лето маркизой на реке Сене вилле «Весна». Во второй части читатель лучше узнаёт характер Иветты. Появляются её внутренние монологи. Читатель начинает подозревать, что Иветта не так испорчена, как думал Сервиньи. Сервиньи прямо предлагает Иветте «любовь», на что она советует обратиться сначала к маме, если он хочет на ней жениться. Иветта решает раскрыть свою тайну и хочет вызвать мать на откровенность, для чего придумывает историю, что Сервиньи хочет на ней жениться. Но маркиза не готова определить статус Иветты, хоть не видит ничего плохого в том, что девушка пойдёт по её стопам. Она и дальше собирается плыть по течению, гоня от себя все тревоги, заботы и неприятности.

Третья часть новеллы кульминационная. Узнав о своей тайне, Иветта переживает некое подобие перерождения, у неё ко всему зарождается недоверие. Иветта придумывает себе девиз «Своими силами». Как оказалось в финале, этих сил явно недостаточно. Необыкновенная жара сменяется грозой и дождём. Это кульминация и в природе, и в сюжете. Увидев мать в окне в объятьях мужчины, дочь прозрела. Первая вспышка горя обратила её к Богу и молитве, но потом девушка стала искать литературные аналогии. Как героиня романа, Иветта остаётся в постели. Она вызывает мать на откровенность заявлением, что хочет быть честной, предлагает матери уехать в деревню и жить, как крестьянки.

Четвёртая часть начинается с мучительных размышлений Иветты. Она не находит выхода в сюжетах романов, поэтому решает уйти из жизни. Девушка тщательно готовится, покупая по каплям хлороформ якобы от зубной боли. Затем она предоставила своей свите из претендентов такой безумный и шумный отдых, какого, по её мнению, они и ждали.

Картинка самоубийства Иветты и вправду напоминает романную: пары хлороформа уносят её в мир грёз, а её из открытого окна засыпают розами, пытаясь таким образом разбудить.

Но спасение девушки возлюбленными превращается в фарс, так смешны лезущие на балкон потрёпанные мужчины. Под действием хлороформа Иветта благосклонно принимает клятвы Сервиньи в любви. Новеллистическая неожиданность развязки в том, что девушка, написавшая записку, что умирает, чтобы не быть содержанкой, отказывается от борьбы и смиряется с неизбежным, не вполне осознавая свои поступки. Впрочем, у неё не было выхода. Финал остаётся открытым: что почувствует очистившаяся от паров хлороформа Иветта?

Герои новеллы

Жан де Сервиньи – «невысокий, стройный, чуть лысеющий, чуть помятый, очень элегантный, неутомимый, крепкий, хоть и бледный». Он парижанин, славящийся кутежами не меньше, чем умом, богатством, связями и широким радушием, приветливый и галантный. От Иветты он сразу же получает прозвище Мюскад, то есть шарик фокусника, который исчезает и снова появляется, выскальзывая из щекотливых ситуаций. Иветта часто видит саму суть вещей. Так же и в случае, когда она сравнивает Сервиньи с кошкой, готовой броситься на человека.

И действительно, Сервиньи пытается несколько раз довольно грубо добиться ответного поцелуя Иветты. Сервиньи ищет только острых ощущений. Он ведёт такой образ жизни, что многочисленные женщины и виды любви, в которых он изощрялся, притупили его чувственность, которую вновь пробудила Иветта, «такая своеобразная, такая свежая, волнующая и непостижимая».

Иветта сразу разгадывает жизненное кредо Сервиньи и как бы в шутку оглашает его: всё получать и ничего не давать.

Исчерпывающую характеристику герою дат графиня Обарди: эгоистичный жуир, который женится только на ровне по происхождению и состоянию. И Сервиньи сам прекрасно знает себе цену, даёт самохарактеристику по просьбе Иветты: «Я то, что называется повеса, отпрыск хорошей семьи, обладал умом, но растратил его в остротах, обладал здоровьем, но потерял его в кутежах, обладал даже способностями, но промотал их в безделье».

Леон Саваль – друг Сервиньи. Человек богатый, красавец-великан, высокий, сильный и прямой. Он становится любовником маркизы Обарди.

Первую характеристику маркизе Обарди даёт Сервиньи: «Она искательница приключений, содержанка, прелестная распутница, вышла бог весть откуда, бог весть как проникла в мир авантюристов и там сумела создать себе положение. Настоящее имя маркизы Октавия Барден. За три года до описываемых событий эта дама полусвета поселилась в квартале Звезды.

Маркиза – шикарна распутница, женщина зрелая, красивая, обольстительная и порочная до мозга костей. Поступь её величава, движения грациозны. Блестящие чёрные волосы графини растут над узким, очень низким лбом. Нос её чуть тонок, а рот большой и соблазнительный. Самое обаятельное в маркизе – это голос: «Он лился из её уст, точно вода из родника, так естественно, так легко, так гармонично, так звучно, что слушать его доставляло физическое наслаждение.

Маркиза признаётся дочери в минуту откровенности, что раньше была кухаркой со сбережениями 50 франков. Она поднялась из низов, стала куртизанкой, о чём не жалеет: «Она была из тех женщин, назначение которых – любить и быть любимыми. Вышла она из подонков, добилась положения с помощью любви и превратила любовь в ремесло, почти без расчёта, пользуясь чутьём, как животное…». Но иногда маркиза испытывала временные бурные увлечения. Таковы были её отношения с Савалем, которому она отдалась всей душой и телом.

Главная героиня – 18-летняя Иветта, дочь маркизы Обарди, главная приманка притона, «рослая, величавая, в самом цвету». Иветта - загадка для Сервиньи. Ему даже кажется, что он влюблен в неё, но он вовсе не собирается на ней жениться, а только обладать ею. Таких претендентов в салоне всего девять.

Сервиньи считает, что и девушка, и её мать ведут тонкую игру, подыскивая более выгодного «покупателя» на такой ценный товар. Молодой человек не может осознать, Иветта – «чудовище коварства и порочности» или «самый удивительный в мире феномен невинности», в ней сочетаются безнравственность и наивность.

Иветта без разбору читает романы. Очевидно, из них она черпает так необходимый ей опыт, ведь её мать живёт обособленно, принимая только определённую публику. Но Иветту интересуют не выдуманные истории, а сама жизнь. Недаром же роману она предпочитает труд по энтомологии и с упоением слушает, как Сервиньи читает ей про муравьёв: «Мне нравится это больше, чем романы».

А ещё больше нравится Иветте живая жизнь. Она не слышит от матери запретов и с удовольствием наблюдает настоящих проституток в плавучем ресторане «Лягушатня», ей даже нравится к ним прикасаться. Именно в этот момент Сервиньи осознал, что Иветте свободно дышится среди этого сброда, и решил, мысленно обращаясь к ней на ты, как к доступной женщине: «Да ты с ними одного поля ягода!»

Друзья Сервиньи и Саваль цинично рассуждают о судьбе Иветты: она не выйдет замуж. Даже влюблённый Сервиньи не собирается на ней жениться. Самим фактом своего рождения Иветта вне существующих слоёв общества: «Девица эта не принадлежит ни к свету, ни к буржуазии, ни к народу, и она не может посредством брака войти в определённый класс общества».

Иветта оказывается столь наивной и простодушной, что даже мать это поражает. Оказывается, её весёлость и беззаботность была естественной, «она знала не больше девочки, воспитанной в монастыре… она говорила о любви, как сын художника или музыканта в 10-12 лет толкует о живописи или музыке». Первые слёзы скорби появляются у девушки, когда она осознаёт, что не такая, как все, что её семья не похожа на другие семьи. Поняв, что в её жизни есть некая тайна, она представляет себя благородной героиней романа, и её чуть ли не радует эта ситуация.

Иветте трудно решиться на самоубийство, потому что она чувствует себя «нераздельной частью всего – природы, воздуха, солнца, жизни». ожжет быть, наркотик – единственный способ принять своё положение в обществе и покориться суьбе.

Художественное своеобразие

«Иветта», несмотря на свой размер, остаётся новеллой не только благодаря необычному сюжету, но и из-за экзальтированных характеристик героев и событий. Новелла полна парадоксальных суждений и противоречивых соответствий. Создав иллюзорный мир светского салона, «маркиза» Обади осталась только содержательницей притона и изысканной содержанкой. Эта игра в аристократический салон повлекла за собой фальшивую жизнь и фальшивую биографию всех его посетителей. Так каждый получает ложный титул, куртизанки притворяются светскими дамами, а положение их дочерей настолько двойственно, что даже посетители, для которых и предназначен маскарад, остаются в недоумении. Сервиньи рассуждает об Иветте: «Кто она – прелестная девочка или чудовищная обманщица?», «Она дразнит, возбуждает меня, как куртизанка, но блюдёт себя, как девственница.

Основной приёмы создания образа – контраст. Контрастны мать и дочь, маркиза и Иветта. Иветта не только внешне напоминает негатив своей черноволосой матери золотистыми волосами. Она отличается, так сказать, способом восприятия мира и общения с ним. Если для маркизы главное – голос и слова, то для Иветты – движения. Недаром же в первой и второй части Иветта характеризуется через вальс с Сервиньи. В танце появляются её порывистость, стремительность и чувственность, которые она так тщательно скрывает за слишком фривольными и грубоватыми разговорами. И Мюскад за ней не успевает, как не успевает догнать её на острове после поцелуя, как не доплывает к ней в реке.

Контрастны даже запахи матери и дочери. Мать пользуется пряными духами, от дочери исходит неопределённый лёгкий аромат, который Сервиньи в конце концов считает обманом очарованного взора и излучением юной и пленительной грации.

Пейзаж – редкое явление в новелле, но в этой он очень важен и выполняет свою прямую функцию – создаёт настроение. Романтический пейзаж над Сеной предваряет развитие любовных отношений между маркизой и Савалем и неудачную попытку домогательства Сервиньи. Кульминация в сюжете происходит во время грозы.

По писателю: Мопассан Ги де