«Рассвет», анализ стихотворения Майкова

История создания

Стихотворение «Рассвет» Аполлон Майков написал в возрасте 41 года, в 1862 г. Стихотворение было напечатано в журнале «Заря» №3 в 1870 г. Оно вошло в цикл стихотворений «В степях», который, в свою очередь, входит в цикл «Дома». В цикле «В степях» поэт прослеживает изменения природы в течение суток. «Рассвет» - второе стихотворение после «Ночная гроза».

Литературное направление и жанр

Стихотворение «Рассвет» относится к жанру пейзажной лирики. В 60-е гг. Аполлон Майков был приверженцем эстетического направления «чистого искусства», утверждавшего, что поэзия ценна сама по себе, независимо от общественных или политических событий или предпочтений автора. Таким образом, Майков наслаждается природой, и это эстетическое наслаждение подталкивает читателя к философским размышлениям.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения «Рассвет» обозначена в заглавии. Стихотворение одновременно созерцательно и динамично. В восьми строчках лирический герой прослеживает изменения в степной природе в краткое время рассвета. Взгляд лирического героя обращается в сторону востока. Во второй строфе лирический герой поднимает глаза к светлеющему небу. Только потом его внимание привлекают силуэты коней, которые обозначаются на фоне светлого неба. Таким образом, взгляд лирического героя описывает круг, начинается на горизонте, поднимается к небу и опускается к земле. Причём герой созерцает природу, не сходя с места. Всё это происходит в течение длительного времени, так что небо успевает посветлеть, становятся видимыми фигуры коней, постепенно выступающие из темноты.

Основная мысль стихотворения раскрывается во взаимосвязи человека и природы. Лирический герой проникается переменами, которые он наблюдает вокруг. Через них он постигает законы бытия: постоянство смены дня и ночи, неизбежность и необратимость всех жизненных процессов. Основная мысль в восхищении мудростью природы и благоговении перед её красотой.

Тропы и образы

В стихотворении задействованы почти все органы чувств лирического героя. Прежде всего, это зрение. Лирический герой воспринимает рассвет в степи как смену зрительных образов. Сначала, как в мифе о творении, появляется свет на востоке. Вместе со светом возникают цвет и форма (зеленоватая полоса). Чувство осязания дарит лирическому герою тепло ветра. А обоняние позволяет услышать ароматы степи, ветром разносимые.

Вторая строфа сосредоточена на созерцании световых контрастов. Цвет и свет в ней не статичны, а динамичны. Голубые тверди бледнеют. А контрастные фигуры коней на горизонте становятся более чёрными. Майков использует прилагательное в сравнительной степени: всё черней. Он отказывается от глагола чернеют, который показывает не изменяющийся во времени признак черноты, в отличие от сравнительной степени, позволяющей показать усиление контрастности черных фигур на фоне бледнеющего неба.

Последнее появляющееся чувство – вкус. Правда, его испытывают пасущиеся кони. Их фигуры тоже не статичны. Кони передвигаются по линии горизонта в поисках свежей травы. Единственный орган, оказывающийся не задействованным – слух. В этом замысел автора, поместившего лирического героя в тишину и безмолвие степной природы.

Кроме безмолвия, в степи царит бездействие. Три личных глагола обозначают изменение состояния природы: обозначился восток, помчал ветерок, бледнеют тверди. Два причастия (вырезные фигуры и пасущиеся кони) обозначают протяжённые во времени признаки. То есть степь подвижна, но движения её плавны и грациозны.

Величественность открывающейся картины подчёркивается библейской метафорой голубых твердей, как обозначается небо. Другая метафора в стихотворении наоборот легкомысленная: помчал ветерок. Всё стихотворение строится на контрасте света и тьмы, торжественного и обычного.

Чёрные фигуры коней сравниваются с вырезанными и контрастируют с обозначенными эпитетами цветами: зеленоватый, голубые.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

По произведению: 

По писателю: Майков Аполлон Николаевич