«Поле зыблется цветами», анализ стихотворения Майкова

История создания

Стихотворение «Поле зыблется цветами» 36-летний Аполлон Майков написал в 1857 г. Стихотворение было напечатано в журнале «Отечественные записки» № 9 в 1858 г. и в том же году издано в книге «Стихотворения Аполлона Майкова. Книга вторая».

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру пейзажной лирики. Лучшие образцы пейзажной лирики всегда носят оттенок философской. Так и в стихотворении «Поле зыблется цветами», где летняя природа уподоблена храму, а лирический герой находит божественную гармонию в природе и обществе.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 3 строф. Первая строфа описывает весеннюю природу: цветущее поле и голубое небо, наполненное светом; пение жаворонка.

Во второй строфе возникает образ лирического героя, который сопоставляет поющих высоко в небе жаворонков с молодыми надеждами. Эту мысль лирический герой развивает в последней строфе, размышляя о природе таланта.

С 1844 г. вернувшийся из Италии Майков работал помощником библиотекаря при Румянцевском музее до 1861 г., когда музей был переведён в Москву. С 1852 г. Майков работал цензором, сменив затем на должности председателя Комитета иностранной цензуры Фёдора Тютчева. По долгу службы Майкову приходилось много общаться с молодыми дарованиями, которые очень вдохновляли зрелого писателя, обладавшего широкой душой и лишённого зависти.

Кульминация стихотворения – сопоставление пения жаворонков и молодых надежд, которые тешат сердце лирического героя. Синтаксическая конструкция второй строфы позволяет трактовать образ молодых надежд и по-другому. Это чаяния самого автора, которые сегодня, в зрелом возрасте, подобны лучам света, движущим его жизнь.

Тема стихотворения – наслаждение весенней природой. Основная мысль в познании Бога через его творение, Творца через природу. Осознание этой связи позволяет лирическому герою почувствовать себя и всё человечество частью замысла Божьего. Стихотворение наполнено чувством счастья.

Тропы и образы

Замысел Майкова состоял в создании образа природы как величественного храма. В первой строфе, согласно библейской традиции, смешиваются тверди земные и небесные, «голубые бездны» неба и поле. Из Библии также образ света – первого, что возникло во Вселенной, когда Дух носился над бездною. Свет пронизывает стихотворение. В первой строфе он подобен волнам, наполняющим голубые бездны. Во второй строфе он слепит глаза, не позволяя увидеть источник прекрасного пения.

Невидимость Бога, чей облик освещён так ярко, что слепит глаза – традиционный для Библии мотив. С сияющим лицом и телом описан Христос в Откровении. Таким видят его ученики на горе Преображения. Ангелы тоже являются людям в ослепительном сиянии.

Стихотворение динамично. Поле зыблется, то есть колышется, колеблется цветами. Этому горизонтальному движению противопоставлены вертикально катящиеся с неба на землю волны света. Пение жаворонков наполняет всё пространство.

Гармония мира описана с помощью эпитетов и метафорических эпитетов (голубые бездны, вешние жаворонки), метафор (волны света льются, взор тонет). Центральное сравнение поющих жаворонков с молодыми надеждами разъясняет замысел стихотворения.

Последняя строфа синтаксически связана с молодыми надеждами, голоса которых слышит зрелый поэт. Эти голоса побуждают лирического героя «обращать взоры к небу» и радоваться. Такое поведение подобно молитве в храме, где разлитые под куполом голоса символизируют ангельское пение. Как церковь – Царство Божие на земле, так и природа – храм Божий на земле. Природа и молодые надежды – лучшая часть общества - побуждают лирического героя обращать «взоры к небу».

В стихотворении много старославянизмов, которые создают не только высокий стиль, но и одухотворенное настроение: зыблется, вешний, взор, внемля.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано 4-стопным хореем со спондеем в половине первых слогов. Пропуски ударения приближают ритм к разговорному. В стихотворении рифмуются только чётные строчки, речь лирического героя возвышенная, но непринуждённая. Рифмовки женские, рифмы банальные. Из 8 предложений стихотворения 6 заканчиваются многоточиями, воссоздающими неторопливое рассуждение лирического героя.

По произведению: 

По писателю: Майков Аполлон Николаевич