«Обида», анализ рассказа Набокова

Имя Владимира Набокова у большинства читателей ассоциируется со скандальным романом «Лолита» о любовной связи профессора Гумберта и двенадцатилетней девочки. Однако творческое наследие писателя значительно шире: десятки романов, переводы с французского и английского, переводы русских поэтов на английский язык (именно Набоков прокомментировал и перевел роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»), лекции о русской литературе, критические и литературоведческие статьи. Более всего писатель преуспел в жанре рассказа.

Одним из так называемых «детских» рассказов Владимира Набокова считается «Обида». История из дореволюционной России, когда дворяне собирались у кого-нибудь в летней усадьбе. В этот раз собрались у Козловых для поздравления именинника Володи, ровесника главного героя Пути Шишкова. Автор подробно описывает дорогу в село Воскресенское, чтобы читатель почувствовал внутреннее состояние мальчика, которому ежегодно приходилось бывать в обществе не совсем приятных ему детей.

Набокову очень точно удается передать состояние Пути, боявшегося обмануть ожидания взрослых: его сажают на козлы рядом с кучером, потому что считают, что «он это любит чрезвычайно», его одевают в «нарядную матроску», очевидно, модную среди детей дворянского сословия, но штанишки уже малы и немилосердно режут в паху, а ботинки жмут. Но Путе не хочется обижать своих домашних, и он терпеливо сносит все неудобства.

Читателю должно показаться странным, что предстоящий детский праздник вызывает у героя не предвкушение радости, а уныние: « День предстоял гнетущий, отвратительный, но неизбежный» . Неизбежно для него и окружение взрослых, которые, по его мнению, ведут себя фальшиво. Старшая сестра, в свои 19 лет успевшая уже побывать замужем и развестись, по дороге пребывает в дурном настроении, а в гостях, представляя младшего брата, держит руку на его темени, как бы подчеркивая показную заботу о нем. Все это вызывает у героя отчаяние, потому что он привык проводить время в «одиноких чудесных играх», а придуманные взрослыми игры в «лягушек» ему скучны, так как цель их заключается в том, чтобы дети не мешали взрослым играть в карты, флиртуя в обществе себе подобных.

Рассказ назван «Обида», но очень трудно сразу понять, в какой момент Путя испытал это чувство особенно остро. Сначала он был обижен тем, что ни дети, пришедшие на праздник, ни гувернер, руководящий детьми, не обращают внимания на его ловкость. Вася Тучков, которым Путя втайне восхищался и хотел на него походить, попал копьем в мишень из цветной соломы, и это вызвало бурю оваций со стороны зрителей. Но когда Путя тоже пустил свое копье в самый центр мишени, это осталось никем не замеченным.

Танечка Корф, с которой Путя познакомился раньше, на Пасху, «милостиво» приняла от него горсть черники, собранной им для себя (ведь так вкусно съедать не по одной ягоде, а сразу горстью!), но когда Путя намеревается познакомиться с девочкой поближе, Таня вдруг заявляет, что они с Лелей решили не играть с ним, так как он, по их мнению, «ломака». Именно в этот момент герой чувствует обиду, которая для него непонятна и неожиданна, тем более в такой трудный день.

Начавшаяся игра в прятки еще больше усилила чувство обиды мальчика на весь свет. Во-первых, Вася и Таня — дети, с которыми Путе хотелось прятаться вместе, игнорируют его. Да и не только они: считалка указывает на него как на водящего, но гувернер, по просьбе детей, сам становится ведущим. Спрятавшись на веранде, герой рассказа мучительно размышляет: «За что? Что я такого сделал?»

Во-вторых, на веранде, где прятался Путя, надеясь первым выскочить и застукать палочкой ведущего, неожиданно оказывается старая француженка, которая уводит мальчика вглубь дома, чтобы помочь ему «лучше» спрятаться. Она не понимает правил игры, но Путя, опять же боясь обидеть отказом старушку, идет с ней через несколько комнат, оказавшись в итоге в темном чулане, где его точно никто никогда не найдет. Так и случается: забыв об одном из игроков, гости отправляются на пикник — единственное место, куда мальчику все-таки хотелось попасть.

Так обида, начавшаяся с вынужденной поездки на день рождения, усиленная замечанием Тани и окончательно укрепленная тем, что о нем забыли, разрастается до такой степени, что у мальчика возникают мысли о самоубийстве. Еще по дороге Путя думал о том, что можно избежать вынужденной встречи с «друзьями», если «сказаться больным» или «свалиться с козел» и оказаться в больнице. Но теперь, поняв, что все уехали на пикник без него, мальчик намерен привлечь к себе внимание довольно жестоким образом: он подумал, что можно найти пруд и «оставить на берегу платок с меткой и свисток на белом шнурке, а самому незаметно отправиться домой».

К счастью, этому плану не суждено сбыться, ведь Путя внезапно обнаруживает, что никто еще не уехал на пикник, а все разглядывают пойманного совенка. Но стоило герою приблизиться к толпе детей, чтобы вместе с ними удивляться необычной находке, как автор нарушает ожидание читателя. Вася, с которым так хотелось завести дружбу Путе, со смешком говорит Тане, которая нравится главному герою: «А вот идет ломака». Этой жестокой фразой и заканчивается рассказ. Так возникает эффект «обманутого ожидания» читателя. Если первоначально читатель думал, что у детей, тем более у дворянских отпрысков, счастливое детство, то благодаря Набокову происходит погружение в атмосферу невыносимого существования ребенка в окружающем его социуме.

Оказывается, что ребенок должен постоянно подстраиваться под вкусы взрослых, а пребывание в детском коллективе создает по-настоящему взрослые проблемы, вплоть до интриг и междоусобиц. Мастерство Набокова-рассказчика поражает: в коротком произведении ему удается передать всю гамму чувств ребенка, отверженного обществом ему подобных детей.

По писателю: Набоков Владимир Владимирович