Образ Мороза в поэме Некрасова «Мороз, Красный Нос»

Фольклорная и литературная основа образа Мороза

В основе образа Мороза, красного носа лежит мифологический образ божества, которое в славянской мифологии насылало снег и морозы. От того, насколько зима будет снежной, зависело плодородие.

Это зимнее божество в сказках называется Трескуном или Студенцом, чья функция – давать награду за правильное поведение. Морозко из сказки одаривает работящую старикову дочь и наказывает старухину ленивую: все получают по заслугам.

В пословицах часто одушевляется природная стихия мороза: от мороза краснеет нос, он щиплет за уши, «скачет по ельничкам, по березничкам». Мороз из загадок – строитель мостов.

Литературный образ Мороза разрабатывался Одоевским. Мороз из сказки «Мороз Иванович» напоминает Госпожу Метелицу из сказки братьев Гримм. К нему можно попасть через колодец, у него с волос иней сыплется (а у Госпожи Метелицы из перин летит снег на землю). Мороз Иванович тоже одаривает рукодельницу и воспитывает (а не убивает) ленивицу.

История создания образа в поэме

Поэма «Мороз, красный нос» состоит из двух частей. Первая часть поэмы называется «Смерть крестьянина», а вторая, как и вся поэма, - «Мороз, красный нос». Именно во второй части появляется герой, который вынесен в название поэмы.

Первоначальный вариант поэмы назывался «Смерть Прокла». В нём не было акцента на мифологическом Морозе, потому что меньшее значение играла Дарья, с которой связан сюжетно Мороз-воевода.

Образ Мороза появляется в ХХХ главе второй части. Прежде чем Мороз превращается в личность, он становится причиной смерти Прокла, застрявшего в сугробе и замёрзшего снежной зимой. Мороз покушается на детей Дарьи, остужая её избу. Именно мороз заставляет её идти в лес за дровами.

Дарья – воительница, она борется за жизнь своей семьи, Прокла и детей. Она не собирается сдаваться и, несомненно, победила бы в борьбе, если бы Мороз не явился к ней лично.

Сущность Мороза

Глава ХХХ начинается зимним пейзажем. Мороз в ней олицетворён. Он – грозный воевода, который осматривает свои владения. Некрасов использует самое древнее фольклорное сравнение – отрицательное: «Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором обходит владенья свои».

Приложение воевода – это метафора. Против кого же воюет Мороз? Против всего, что не захватила зима: голой земли, голых веток. Мороз-воевода воюет против самой жизни.

Мифологический Мороз обладает волшебными свойствами: он умеет шагать по деревьям, трещать по замёрзлой воде. Именно так он оказывается над головой Дарьи, остановившейся у высокой сосны.

В этот момент его образ становится антропоморфным, появляется портрет: у него косматая борода, он седой, держит в руках палицу (в конце поэмы – булаву).

Характер Мороза

В песне Мороза раскрывается его характер: он хвастается своими победами над водоёмами: морями-окиянами и реками. Живую, подвижную воду Мороз превращает в неживые дворцы и мосты, «каких не построит народ». Мороз глумится над мертвецами, замораживая им кровь и леденя мозг, смеётся над живыми и пугает их без разбора: и седоков, и коней, и воров, и пьяных, и баб. Мороз дурачит людей, белит им рожи и примораживает бороды. Так что характер у Мороза несимпатичный: хвастливый, насмешливый и задиристый.

Зато Мороз богат: «Богат я, казны не считаю». Мороз предлагает Дарье стать его царицей и обещает: «Приголублю, согрею, дворец отведу голубой». Здесь Мороз выступает в роли бога Аида, который похитил богиню плодородия Персефону, вынужденную одну треть года жить в царстве мёртвых. Дарья, олицетворение плодородия и достатка (мать двоих детей, носящая третьего) готова перейти в царство мёртвых.

Для того чтобы завладеть Дарьей, Мороз произносит сказочную формулу с тройным повтором: «Тепло ли тебе?» По закону сказки нужно трижды отвечать утвердительно, тогда божество наградит. А если станешь жаловаться – погибнешь. После третьего вопроса Мороз обращается в Прокла. Именно эта уловка «седого чародея» заставила Дарью сдаться: ей стало так любо, что она закрыла глаза и заулыбалась.

Дарья медленно засыпает смертным сном, который избавляет её от мучений: «Последние признаки муки у Дарьи исчезли с лица». Дарья постепенно становится частью побеждённой Морозом природы: «Пушисты и белы ресницы, морозные иглы в бровях... В сверкающий иней одета...»

Мороз побеждает Дарью, превращая её в мёртвую, как он побеждает всё живое. Но он щедро одаривает Дарью не только мнимыми богатствами (иней и снег), но и самым дорогим, чем можно одарить человека – покоем, заменившим скорби и страсти.

По произведению: 

По писателю: Некрасов Николай