«Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Надрывается сердце от муки» было написано Некрасовым в 1863 г. и впервые опубликовано тогда же в «Современнике» № 9. 4-я строка стихотворения – «Барабанов, цепей, топора» – в журнале была пропущена из-за цензурного запрета. В таком же виде это произведение было напечатано в т. 3 «Стихотворений» Некрасова в 1864 г., но уже в «Стихотворениях» 1869 г. строка, запрещённая цензурой в 1863 г., была восстановлена.

Строка, вызвавшая цензурные гонения, крепче всего привязывала стихотворение к современным ему печальным событиям. Ведь речь в начале его идёт и о громких судебных процессах, которые состоялись в 1862-1863 гг. (судебные расправы над Н.Г.Чернышевским, Н.А.Серно-Соловьевичем, М.Л.Михайловым), и о массовых порках крестьян, экзекуциях в армии и т.п. Под барабанную дробь вывозили осуждённых из зданий тюрем, на плацу отдавались приказы, зачитывались и осуществлялись приговоры. Удары топора, звон цепей каторжников дополняют страшную звуковую картину.

Литературное направление и жанр

Стихотворение явилось живым отзывом на текущие события писателя-реалиста, главного редактора журнала «Современник», любимого читательской публикой именно за мужество и бесстрашие его реакции на зло и бесправие, всё ещё царившие в Российской империи, невзирая на начатые Александром II прогрессивные реформы.

Живой и правдивой эта лирическая картинка выходит именно за счёт её жанрового своеобразия. Стихотворение начинается как философская элегия (рассуждение о зле, царящем в мире). После вступительного четверостишия, задающего смысловой тон лирическому повествованию, стихотворение сразу перерастает в яркий образец пейзажной лирики, потрясающий своей свежестью, жизненной правдой и правдой лирического чувства.

В русскую поэзию XIX столетия, столь богатую великолепными весенними пейзажами, некрасовская весна вносит свои неповторимые, неподражаемые звуки и краски – именно потому, что лирика Некрасова является реалистической по самой своей сути. Она прокладывает новые пути и открывает новые познавательные горизонты реализму как художественному методу, главная цель, которого - объективное и всестороннее познание действительности.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение посвящено описанию чувств лирического героя, подавленного безрадостными впечатлениями общественной жизни, но воскресающего душой на природе.

Основная мысль, которую поэт настойчиво стремится передать другу-читателю: надо жить! Жить вопреки всему. Жить, как живёт природа, как после зимы всегда наступает весна.

Композиция стихотворения проста, и в то же время лирическое повествование разворачивается как бы в двух композиционных планах. Графическим пропуском меньшая часть (первое четверостишие) отделяется от большей. Причины уныния лирического героя (общественные потрясения) остаются в маленькой первой части, а могучая, умиротворяющая душу картина весны разворачивается во второй. Кроме того, в стихотворении явно обнаруживаются два идейно-композиционных полюса, как бы пролог и эпилог, между которыми и разворачивается главное лирическое действие. Это пространство абсолютной несвободы, где земная власть тщетно пытается установить общественный порядок и гармонию при помощи барабанов, цепей, топора – и божественный простор свободы, где всё такое разное, пёстрое и нестройное «в гармонию жизни слилось».

Тропы и образы

Основную образно-смысловую нагрузку в этом стихотворении Некрасова несут на себе эпитеты. Звуки барабанов, цепей и топора – царящие. Весна – золотая, и это золото выше и надёжней золота царей. Образ весны для Некрасова – прежде всего звуковой, это сплошной, чудно-смешанный шум. В нём слышится и говорливая волна, и весёлое ржанье жеребёнка, и ауканье белокурого ребёнка, и напев соловьиный, и нестройные писки галчат.

Синекдохи барабаны, цепи и топор таят в себе подлость и безумие, муки и страсти тысяч человеческих существ – палачей и их жертв. Парадоксально, что подлинная человечность присуща олицетворённому явлению природы – золотой весне: она вся предана чувству жизни, она ликует. И недаром так и просится к ней сравнение: как дитя. Ведь вместе с ней ликует единственное человеческое существо – несмышлёное дитя…

Весенние образы Некрасова полны жизни и свободы. Домашние животные, лесные птицы, лягушки и осы, тройки и подводы – всё издаёт свои нестройные звуки, вливающиеся в стройный весенний хор. Нагромождение существительных, передающих эти звуки (ржанье, ауканье, напев, писки, грохот, скрипенье, крик, жужжанье, треск), буквально обрушивается на читателя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

По произведению: 

По писателю: Некрасов Николай