«Встреча зимы», анализ стихотворения Никитина

История создания и публикации

Стихотворение «Встреча зимы» печатается с авторской датировкой 20 ноября 1854 года. Ровно через три недели после этой даты, 11 декабря того же года, стихотворение было впервые опубликовано в газете «Воронежские губернские ведомости».

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение явно написано с сознательным намерением повторить нечаянный успех патриотического стихотворения «Русь», написанного ещё в 1851 году, но пришедшегося кстати в той же газете «Воронежские губернские ведомости» в 1853 году, в связи с началом Крымской войны. Патриотическое стихотворение «Русь» никому дотоле не известного воронежского мещанина было перепечатано многими газетами и сделало его автору литературное имя. По газетам же Никитин, несомненно, следил за всеми перипетиями Крымской войны, эпицентр которой в октябре 1854 года переместился в Севастополь: началась 11-месячная героическая оборона города под руководством В. А. Корнилова, П. С. Нахимова и В. И. Истомина. Молодой офицер Л.Н. Толстой, чьё прибытие для прохождения дальнейшей службы в Севастополь как раз пришлось на ноябрь 1854 года, в своём первом из севастопольских очерков («Севастополь в декабре месяце») так же, как и Никитин, ещё полон патриотического оптимизма (в очерках 1855 года от него не останется и следа). «Я прослезился, читая её, и кричал: ура!» - писал И.С. Тургенев И.И. Панаеву о патриотической «статье» Л.Н. Толстого.

Таким образом, к концу 1854 года всё русское общество, казалось, готово было отбросить внутреннюю вражду сословий (мещанин Никитин и аристократ Толстой) и партий (западник И.С. Тургенев и славянофил И.С. Аксаков, который тоже радовался «статье» Л.Н. Толстого в идейно чуждом ему «Современнике» и писал, что после этой «статьи» ему «хочется в Севастополь») и объединиться во имя русской победы. И одним из главных факторов и «полководцев» чаемой победы русской армии над явно и во всех отношениях превосходящими её силами Европы традиционно, по примеру 1812 года, считался «Генерал Мороз» – грядущая суровая русская зима (странно, что никто не захотел обратить внимание на то, что «суровых русских зим» в Крыму не бывает).

Отсюда и тема патриотического стихотворения Никитина: русская зима как воспитатель русского народа-богатыря, губитель врагов России и главный фактор русских побед. Основная же мысль воронежского мещанина – мы, русские, народ особенный, ибо особенна, ни на что не похожа наша природа, наша страна и наша душа.

Соответственно выстроена композиция стихотворения: переход от «природы» к «стране и душе» осуществляется постепенно и именно в центральных строфах (с 10-й по 12-ю).

Жанр и литературное направление

Своеобычный никитинский жанр, найденный воронежским мещанином в стихотворении «Русь», а именно – бесконечно длинная песня (29 строф), стилизованная под народную, нечто среднее между большим стихотворением и маленькой поэмой – сознательно повторён во «Встрече зимы» (21 строфа). Не дотягивая всё же до лиро-эпоса (нет повествования о конкретных персонажах), «Встреча зимы» являет собой типичный образчик лирики эпохи реализма с её установкой на народность и попыткой всё понять и объяснить, основываясь на «естественных» причинно-следственных связях. Отсюда и убедительность перехода от точных, конкретных реалистических пейзажей к картинкам из крестьянского быта и рассуждениям о силе русского духа. Первая часть стихотворения – фрагмент пейзажной лирики, последняя (третья) – типичный образчик лирики военно-патриотической (и даже с элементами агитационной), а переходная вторая часть (с 10-й по 12-ю строфу) удачно сочетает в себе обе эти жанровые линии.

Тропы и образы

Описание поздней осени в прологе стихотворения (т.е. в двух первых строфах) сплошь состоит из олицетворений (и это тоже элемент подражания народной песне): начиная расхожими общеязыковыми метафорами (дождь стучал, туман облаками вставал, холод веял, небеса были угрюмы) и заканчивая авторской метафорой сумрачного леса, который плакал Бог знает о чём.

С появлением первых признаков зимы начинают господствовать сравнения: первый снег, радующий природу и людей, сравнивается сначала с белым пушком, а затем с полотном. После того как зима повсюду навела чистоту и порядок, повеселел и лес: олицетворение 2-й строфы получает завершение в 6-й и 7-й, лес теперь весело смотрит из-под чёрных кудрей, но ветви берёз ещё хранят капли прежних слёз – которые, впрочем, на зимнем солнце горят как алмазы.

Наконец главное олицетворение – олицетворённая зима – становится объектом прямого обращения лирического героя в строфах 8 – 10, начиная со слов: Здравствуй, гостья-зима! Зиме в нашем отечестве находится множество дел: петь песни Севера, где угодно гулять, строить по рекам мосты и ковры расстилать.

Строфы 11 – 14 – это собирательный лирический портрет русского мужика, привычного и к жаре, и к холоду, ему нипочём морозы и метели. В строфах 15 – 17 русское дитя, которому ещё в колыбели вьюги песни поют, сравнивается с дубом-богатырём, вырастающим под шквалом бурь.

В последних строфах (18 – 21) лирический герой вновь обращается к родной зиме – на сей раз с призывом быть столь же злой к захватчику-врагу, сколь добра она к своему народу. Это обращение построено на иронии, т.к. гость незваный формально должен получить столь же «тёплый» приём, что и званый, но только в исполнении Зимы живое и тёплое обернётся мертвящим, ледяным: она приготовит ему хмельный пир, пропоёт величальную песнь, постелет пуховую постель и засыплет навек его след на Руси.

Размер и рифмовка

В подражание народной песне во всех строфах (в стихотворении 21 строфа) выдержана перекрёстная рифмовка, но рифмуются только вторая и четвёртая строки, что приближает речь к разговорной. Строки в стихотворении короткие: каждая состоит всего из двух стоп анапеста.

По писателю: Никитин Иван Саввич