«В синем небе плывут над полями», анализ стихотворения Никитина

История создания

Стихотворение «В синем небе плывут над полями» Иван Никитин написал в 1858 г. в возрасте 34 лет. Оно было опубликовано во втором и последнем прижизненном сборнике 1859 г. Всего через три года после написания стихотворения Никитин скончался от туберкулёза. Несмотря на болезнь, поэт умел радоваться жизни, видеть красоту природы и ощущать связь всего творения с Творцом.

Литературное направление и жанр

Классическое пейзажное стихотворение недаром стало хрестоматийным и рекомендуется для чтения младшим школьникам. Образы стихотворения настолько традиционны, что даже могут считаться банальными. Восприятие природы как храма – общее место в романтизме. Но реалиста Никитина ни в коем случае нельзя считать романтиком. Для него данный образ – это поэтизм. Природа реалиста Никитина всегда конкретна. Для него важно время года, время суток, правдивость деталей пейзажа. Это, так сказать, зарисовка с натуры. Если стихотворение датировано июлем, то в нём есть чёткая примета этого времени – зреющий колос.

Тема, основная мысль и композиция

В стихотворении Никитин обращается к излюбленной теме своих пейзажных стихотворений – описанию вечера, переходящего в ночь. Стихотворение состоит из 6 двустиший и всего из трёх сложных предложений, каждое из которых занимает 4 стиха. Первое предложение описывает вечер, второе – ночь, а третье связывает природу с наблюдающим её лирическим героем.

Основная мысль заключена в последней строфе: природа и человек – Божье творение, поэтому наблюдение за природой приближает человека к Богу. Пейзажи Никитина – это всегда разговор с Богом, молитва «от души».

Тропы и образы

В стихотворении «В синем небе плывут над полями» задействованы три чувства из пяти: зрение, слух и осязание. Но особенное значение имеют зрительные и цветовые образы. Синее небо, лес и туман над ним составляют холодный фон ежевечернего спектакля. Остальные цвета тёплые: румяный вечер, золотые края облаков и золотое сиянье звёзд, гармонирующие с цветом колосьев и всего поля, огненный красный шар месяца.

Цветовая двойственность, когда небесное отражается в земном, а среди всего этого находится человек, лирический герой – это и есть цель всего творения.

Эпитеты в стихотворении банальные: синее небо, тёплый вечер, ночная прохлада, узкая межа, золотое сиянье звёзд. Природа в стихотворении одушевлена, очеловечена и одухотворена. Природные явления не только действуют, как люди, или внешне похожи на людей (например, вечер прозрачно-румян – метафорический эпитет). Природа в стихотворении разумная и мыслящая: колос грезит, сиянье звёзд кротко (олицетворения). Вся природа будто бы сама участвует в молитве лирического героя. Она храм в библейском смысле слова – не стены и интерьер, а молящиеся в храме.

Мягкие краски вечера во втором предложении сменяются торжественными яркими ночными. Приход ночи знаменует ночная прохлада. Цвета месяца и звёзд (красный и золотой) - традиционные цвета торжественной православной службы, например, пасхальной. Месяц сравнивается с огненным шаром. Это кульминационное, центральное предложение, момент торжества ночной жизни.

Синий прозрачный фон вечера сменяется непроглядной чернотой ночи. На этом фоне сияют звёзды, что ещё больше напоминает храм со свечками. Звуковой фон тишины, «покоя и молчанья», навевает лирическому герою мысли о храме (сравнение), в котором человек от души в восторге молится, потрясённый величием и гармонией природы.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом – размером, наиболее близким к разговорной речи. Рифмовка парная. Женские рифмы чередуются с мужскими.

По писателю: Никитин Иван Саввич