«Поле», анализ стихотворения Ивана Никитина

История создания

Стихотворение «Поле» было написано 25-летним Иваном Никитиным в 1849 г. Это одно из наиболее ранних сохранившихся стихотворений. Оно вошло в сборник 1856 г.

Поэт ценил это своё стихотворение, так как послал в 1853 г. в газету «Воронежские губернские ведомости». Из трёх отправленных для публикации стихотворений было напечатано только стихотворение «Русь».

Литературное направление и жанр

Никитина часто называют последователем некрасовских реалистических традиций в русской литературе, и недаром. В последней строке стихотворения «Поле» чувствуется влияние Некрасова. Природа – мать, друг и наставник поэта, она допускает его к мощной широкой груди и вливает в душу часть своей силы. Так и у Некрасова в стихотворении «Памяти Добролюбова»:

Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни.

Таким образом, поле у Никитина, как и у Некрасова, ассоциируется с нивой жизни. Несомненно, стихотворение Никитина «Поле» сочетает в себе черты философской и пейзажной лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – поле как воплощение природы, из которой человек черпает силу. Основная мысль: жизнь человека немыслима без природы, играющей роль матери, друга и наставника.

Стихотворение состоит из 7 двустиший. Композиционно оно делится на 2 части. Первые 4 двустишья – описание летнего поля. В последних 3 двустишьях появляется лирический герой, который в одиночестве гуляет по полю и наслаждается свободой, связью с природой и силой, наполняющей его, размышляет о светлом будущем.

Тропы и образы

Пейзаж в первой части – бескрайнее поле, раскинувшееся волнистою тканью (сравнение). Его описание традиционно для русской литературы. Взгляд лирического героя перемещается с самого поля, сливающегося тёмно-синею гранью с небом (метафора), на прозрачное небо (эпитет), в котором золотым щитом сияет блестящее солнце (сравнение и эпитеты).

Образ поля не просто традиционен для русского фольклора и литературы, он живой. Поле движется (колосья от ветра), дышит, оно производит хлеб (жизнь) и является её воплощением. Это не просто бесконечная равнина. Поле неоднородно по высоте, холмистое, его вид постоянно изменяется, недаром же оно в стихотворении подобно морю.

Поле взращиваемо и оберегаемо силами природы. Солнце – золотой щит для поля (нельзя не вспомнить о природе этого образа: солярные знаки изображались на щитах язычников). Ветер защищает поле одеждой из тумана.

Третье и четвёртое двустишья посвящены солнцу и ветру. Эти природные явления дают полю силу. Ветер гуляет по нивам, как по морю (сравнение), одевает белым туманом холмы (метафора и эпитет), говорит с травой и смело шумит в золотой ржи (олицетворение и эпитет).

Вторая часть стихотворения метафорична. Она начинается строкой, состоящей из двух предложений с многоточиями: «Один я… И сердцу, и думам свобода…» Это приём умолчания. Читатель сам догадывается, какие сердечные думы рождаются у героя в чистом поле. Некоторые догадки подсказывает биография поэта. Никитин вынужден был содержать постоялый двор, купленный в 1844 г. его непутёвым пьяницей-отцом, но душа его рвалась к иному. Природа позволяла Никитину сохранять душевное равновесие. Другим утешением для поэта, по роду занятий воронежского мещанина, был литература.

Природа в стихотворении метафорически называется матерью, другом и наставником. Но в первую очередь природа подобна именно матери, допускающей героя к мощной, широкой груди (эпитет). Лирический герой сравнивается с младенцем. Общение с матерью-природой делает жизнь осмысленной («светлей впереди» - метафорический эпитет). Лирический герой, выходя в поле, воплощающее саму природу, наполняется её силой: «И часть своей силы мне в душу вливает» - метафора.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием. Этот размер наиболее близок к разговорной речи. Рифмы в стихотворении точные, в основном именные или глагольные. Женские рифмы чередуются с мужскими. Рифмовка парная.

По писателю: Никитин Иван Саввич