«Когда закат прощальными лучами…», анализ стихотворения Никитина

История создания

Иван Саввич Никитин (1824 – 1861), талантливый поэт-самоучка, воронежский мещанин – человек трагической судьбы. Блестяще одарённый юноша, мечтавший об университете, в 20 лет вынужден был прекратить учёбу в предпоследнем классе семинарии, ибо отец его разорился и спился, а мать умерла. Став содержателем постоялого двора на окраине Воронежа, чувствительный юноша на много лет вынужден был погрузиться в трудный быт и житейскую суету, почти не оставлявшие времени и сил на саморазвитие и творчество. Ещё в конце ХІХ века критик А.М.Скабичевский в своей «Истории новейшей русской литературы» со слов людей, знавших Никитина, писал: «Уединённая жизнь с вечно хмельным отцом в конце города, в совершенном отчуждении от образованного общества, развила в Никитине страсть к загородным прогулкам, во время которых он, улёгшись под деревом, сочинял стихи, которые прятал от всех, боясь насмешек невежественных людей». Именно тогда были написаны его лучшие стихи, в том числе и «Когда закат прощальными лучами…» (1851). И лишь в 1853 году он решился предложить свои произведения местной газете, так обратившись к редактору: «Я – здешний мещанин. Какая непонятная власть заставляет меня слагать задумчивую песнь в то время, когда горькая действительность окружает жалкою прозою моё одинокое, незавидное существование?» После этого он начал печататься, получил признание. В 1856 году основные стихотворения поэта, в том числе «Когда закат прощальными лучами…», были изданы в составе авторского поэтического сборника.

Тема, основная мысль и композиция

Пожалуй, именно «Когда закат прощальными лучами…» как ни одно другое стихотворение Никитина передаёт одновременно и его одинокое отчаяние поры его никому неведомой и почти безнадёжной борьбы за существование и сохранение личности, и вместе с тем – его неугасимую веру в прекрасное и надежду на лучшее будущее. И это притом, что лирический герой вовсе не похож на задавленного жизнью мещанина, он благородно возвышен и отчуждён от «земных впечатлений». Соответственно тема стихотворения – «отрада непонятная». Она заявлена в центральном стихе – первом стихе 3-й (из 4-х) строфы. Основная мысль: житейская проза, все наши «земные впечатления» – отнюдь не самое главное в этом Божьем мире, созданном прекрасным, и это не может быть случайно. Несмотря на не столь уж малый (для лирического стихотворения) объём – четыре катрена – произведение 27-летнего поэта-самоучки читается, как и написано, на одном духу: недаром его пунктуация указывает, что перед нами стихотворение, состоящее из одного предложения. Хотя синтаксически есть возможность разбить его на два: поставить точку в конце 3-й строфы. А это, в свою очередь, достигается благодаря естественной и в то же время гармонически выверенной композиции стихотворения: пейзаж меняется так же быстро, как гаснет летний закат и опускается ночь на леса и поля – и в тоне и духе меняющегося летнего пейзажа сменяются мысли и чувства лирического героя.

Жанр и литературное направление

Уже критика XIX века относила Никитина к первостепенным мастерам поэтического (лирического) пейзажа. И сегодня произведения этого поэта, в том числе «Когда закат прощальными лучами…», считаются хрестоматийными, классическими примерами лирики пейзажной, однако с глубоким философским подтекстом. При этом чисто теоретический вопрос о литературном направлении, к которому можно было бы отнести подобные стихи, отходит на второй план, однако в историко-литературном аспекте он весьма интересен и совсем не прост. Ведь с одной стороны явное, бескомпромиссное противопоставление «небесного» «земному» роднит лирического героя (но автора ли?) с романтиками. С другой же стороны, стихотворение столь родственно и плотно погружает читателя в этот земной мир на стыке современной человеческой жизни («весёлое село») и вечной жизни природы, настолько лирический герой сам живёт этой живой конкретной жизнью, что на читателя производят неизгладимое впечатление не романтические абстракции, а блики, тени, запахи. Всё это делает пейзаж не просто узнаваемо-реалистическим, а почти уже импрессионистическим.

Тропы и образы

В первой половине стихотворения лирический герой как бы захлёбывается эпитетами (не забудем – это одно предложение, читается на одном духу); иногда они выносятся в ударную – концевую – часть строки и, соответственно, рифмуются (причём именно между собой). Эти эпитеты конкретны и свежи, их ни с какими другими не спутаешь и никакими другими не заменишь (явный признак хороших стихов): прощальные лучи, спокойные воды, тень ночная, весёлое село, трава душистая, ткань тумана серебристая, тёмнокудрявый лес. Во второй половине стихотворения как бы резко переключается поэтический регистр: два абстрактных эпитета в первых двух строках (отрада непонятная и Божий мир) – и после этого эпитеты не то чтобы вовсе иссякают, но объективируются в более отдалённые и безличные краткое прилагательное (чужды) и наречие (светло), а смысловой доминантой становятся глаголы: «Покой уму и сердцу нахожу» и «Весь мир беседует со мной».

Метафоры не так очевидны, как эпитеты, они не сразу бросаются в глаза, однако создают глубокий (сперва золотой, затем серебряный) пейзажный фон: закат озолотит воды, а туман – это ткань серебристая.

Размер и рифмовка

Пятистопный ямб с перекрёстной рифмовкой, где чередуются женские и мужские рифмы, выдержан на протяжении всего стихотворения. Эта поэтическая форма даёт возможность лирическому герою как бы постепенно замедлить учащённое дыхание, отрегулировать сердцебиение, неспешно напитаться свежим дыханием летней ночи и вступить в неторопливый разговор с природой, с Божьим миром.

По писателю: Никитин Иван Саввич