«Вечер ясен и тих», анализ стихотворения Никитина

История создания

Стихотворение «Вечер ясен и тих» написано в 1851 г. 27-летним Иваном Никитиным и не было опубликовано ни в одном из прижизненных сборников, то есть, очевидно, сам поэт не считал его выдающимся. Стихотворение было напечатано в 1912 г.

Литературное направление и жанр

Стихотворение – образец пейзажной лирики. Реалист Никитин наблюдает цепочку взаимосвязанных признаков превращения вечера в ночь, любуется изменениями в природе, которые, с одной стороны, повторяются ежесуточно, с другой – не перестают восхищать поэтическую душу. Последняя строфа отнюдь не свидетельствует о принадлежности Никитина к другому литературному направлению. Сонмы светлых духов – поэтизм, а не символ или романтическое обожествление природы.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 5 строф. Поэт описывает природные среды, стихии (поля, небеса, леса, реку), наблюдая, как вечер в них перетекает в ночь. Лирический герой в стихотворении подобен Богу, который обозревает своё творение. Последняя строфа кульминационная. Лирический герой одухотворяет природу и, подобно древнему греку, наделяет природные явления личными духами, так что их оказываются целые сонмы. Они славят единого Бога дивных миров. Так в стихотворении соединяются два кита европейской культуры – античная и христианская части. Основная мысль философская, как часто бывает в пейзажной лирике Никитина: всё творение во главе с его венцом – человеком - славит Господа, но только человек может, как Бог, восхищаться творением.

Тропы и образы

Все образы стихотворения традиционны. Прежде всего, это отражено в тропах, например, привычных эпитетах: голубые небеса, золотистых облаков разноцветный узор, волшебный ковёр, чудная ночь, задумчивый плеск волн, Бог дивных миров, сонмы светлых духов. Именно в ожидаемости, обыденности каждого образа ценность стихотворения, потому что такой вечер видел каждый: поля спят в тумане (олицетворение), разноцветный узор золотых облаков накрывает леса (метафора), как волшебный ковёр (сравнение), месяц взошёл и глядится в реке (олицетворение), задумчивый плеск волн говорит душе (олицетворение).

Пятая строфа – это развёрнутая метафора к четвёртой. Тени, блеск и плеск волн воспринимаются героем как гимны, которые поют сонмы светлых духов.

Синтаксис стихотворения передаёт настроение лирического героя. Первая, вторая и третья строфы (всего 2 сложных предложения) – это описание природы, растянутое во времени: с момента заката или даже предзакатного состояния до восхода месяца и наступления ночи.

Четвёртая строфа состоит из 3 восклицательных предложений. Они передают восхищение лирического героя ночью и тем, как она созвучна его душе. В пятой строфе лирическому герою удалось за творением рассмотреть Творца. Человек осознаёт свою связь с природой, ощущает себя одним из светлых духов, поющих гимны творцу прекрасного мира.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано двустопным анапестом. Из-за малого количества стоп трёхсложного размера и обилия стоп с двумя ударениями ритм сбивается, что, несомненно, украшает стихотворение, приближает речь к разговорной. В стихотворении рифмуются только первая и третья строки каждой строфы, что характерно для народной песни. Недаром стихотворение было положено на музыку Г.Окуневым.

Мужские рифмы точные. Рифма духов - миров неудачна и у современного читателя ассоциируется с духами как запахом. Но в поэзии 19 века поэтический перенос ударения встречался часто и считался нормальным.

По писателю: Никитин Иван Саввич