«Зимняя ночь в деревне», анализ стихотворения Никитина

История создания

Стихотворение «Зимняя ночь в деревне» было написано в 1854 г. 29-летним поэтом Иваном Никитиным. Оно было опубликовано в 1854 г. в журнале «Библиотека для чтения» № 8 за 1954 г., а позже подверглось значительной авторской переработке. Это одно из самых популярных произведений Никитина, о чём свидетельствует множество переводов текста на иностранные языки. Стихотворение также высоко оценили критики. Успех произведения, очевидно, в его народности. Общечеловеческие ценности, которые в нём поднимаются, во-первых, близки каждому, независимо от социального статуса, во-вторых, не имеют национальных примет, кроме христианской веры.

Литературное направление и жанр

Традиционно стихотворение относят к пейзажной или пейзажно-философской лирике. В нём есть минимальный сюжет: старушка беспокоится о судьбе сирот, оставленных ей на попечение, боится, чтобы они не связались со злым человеком и не позабыли Бога. Но этот сюжет не дотягивает до лиро-эпоса, а стихотворение – до баллады. Баллада – обычно жанр романтический или сентиментальный. Хотя вторая часть стихотворения описывает чувства и надежды обычной крестьянской старушки, но это описание не сентиментальное: старушка глубоко связана с представлениями своего сословия о добре и зле (добро – это разум-сила, заключённая в христианской вере, стыд, совесть, а зло – связаться с лихим человеком). Судьба больной старушки и её сирот типична, после её смерти малолетки вынуждены будут шататься по чужим дворам. Такая трагедия понятна не только крестьянам, но и другим сословиям, потому что «дорога не к добру» заключается в тех же категориях – забвение Бога и потеря стыда.

Некоторые исследователи для описания сюжетности стихотворения придумывают новую терминологию, характеризуют жанр как новелла в стихах. Но всё-таки это просто сюжетное стихотворение, причём сюжет, как всегда в лирике, служит для раскрытия сюжета внутреннего, то есть внутреннего мир лирического героя.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения заявлена в названии. Стихотворение условно можно разделить на 3 части. Оно состоит из 16 строф. Первые 5 строф посвящены пейзажу – описанию зимней ночи в деревне. Следующие 8 строф (это ровно половина стихотворения) описывают больную старушку и её размышления о судьбе сирот после её смерти. Последние 3 строфы – на первый взгляд возвращение к зимнему пейзажу, то есть кольцевая композиция: зимняя деревня – комната старушки – зимняя деревня. Но на самом деле композиция скорее похожа на спираль. Лихой песенник – воплощение народной души. Напев печали и разгул тоски – как раз те чувства, которые ипытывает болеющая старушка, да и весь крестьянский люд, измученный тревогой и тяжёлым трудом. Песенник будто увозит народное сердце за пределы одной деревни, в поле, в морозную даль. Так пейзаж гармонично сочетается с чувствами крестьянского люда, старушки, песенника и самого лирического героя.

Основная мысль, таким образом, состоит в том, что человек, хоть и обременён заботами, живёт в неразрывной связи с другими людьми, с родной природой и с Богом. В этом его сила и утешение: человек на родной земле не одинок и исполнен надежды.

Тропы и образы

В первых четырёх строфах изображён традиционный для русской литературы зимний пейзаж: белый снег, сверкающий синим огоньком (эпитеты), весело сияет месяц, немая тишина (метафоры), сонное село, (метонимия). В этих строфах Никитин создаёт своеобразную вертикаль: над селом месяц, в его свете сверкают снег, Божий храм и крест под облаками, который сравнивается со свечой. В этой материальной вертикали Никитин схематически показывает связь земного и небесного. Эта же мысль обобщается в пятой строфе: крестьянский люд спит, «помоляся Богу». Народ неразрывно связан с Богом, совесть его чиста, сон настолько крепок, что люди забывают тревогу и тяжёлый труд. Никитин недаром назывался народным поэтом.

Следующие восемь строф проникнуты сочувствием лирического героя к бедной старушке. Вслед за бабушкой, герой беспокоится не о её «непостыдной» христианской смерти, а о жизни её сирот. Рассказ о сне крестьянского люда и больной старушки усиливают оценочные эпитеты (бедная старушка, тяжёлый труд). Строфы с 7 по 11 передают несобственно прямую речь старушки. Никитин не только использует просторечную лексику, слова, которыми могла бы думать крестьянка (горемыки-детки, горемыки-сироты, малолетки, шататься по чужим дворам), но и передаёт народный менталитет.

В представлении старушки мир состоит из добра и зла. Добро связано с Богом, разум имеют те, чей оплот – Бог. Старушка опасается, что без наставника в её лице сироты позабудут Бога и потеряют стыд. Для крестьянки наставление связано с лаской родного человека. Отсутствие этой ласки знаменует новый этап в жизни сирот. Шататься по чужим дворам – значит работать на чужих людей, жить у чужих людей. Злой человек для старушки – человек равнодушный, поэтому она вверяет заботу о сиротах прямо в руки Божьи: «Дай им разум-силу, будь ты им в оплот».

В этой части стихотворения почти нет тропов, разве что общеязыковые метафоры: дорога лежит не к добру, Бог - оплот сирот.

В 12-13 строфах лирический герой последний раз окидывает взглядом бедную избушку, при свете лампадки разглядывая лики святых, черты старушки и сирот, дремлющих в углу.

В 14 строфе лирический герой снова оказывается на открытом пространстве села, в котором наступает долгий час спокойной полночи, возвещаемой бессонным петухом (эпитеты). Последние две строфы описывают лихого песенника на удалой тройке (эпитеты), очевидно, едущего через село ямщика. В этом образе есть что-то мифическое. Он появляется «бог весть откуда» в полночь и уходит в открытое пространство – в поле, в морозную даль. Это горизонтальное движение как бы перечёркивает нарисованную в первых строках вертикаль.

Соединение вертикальной и горизонтальной оси, пространства и времени обобщает образы стихотворения, делает их типичными. Никитин нащупал в стихотворении истоки менталитета и описал ценности всего русского народа.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным хореем с множеством пиррихиев. Хорей – динамичный размер, передающий не только стук копыт тройки лихого песенника, но и неутомимый ход времени. Женские рифмы чередуются с мужскими, часто они неточные в подражание народным песням.

По писателю: Никитин Иван Саввич