«Утро», анализ стихотворения Никитина

История создания

Стихотворение Никитина «Утро» было написано в конце 1854 г. Писатель вновь вернулся к нему в январе 1855 г. Иван Никитин считал его одним из лучших. Стихотворение было опубликовано в «Отечественных записках» № 7 за 1855 г. Гораздо позже стихотворение было положено на музыку композиторами Калинниковым и Ивановым-Корсунским.

Литературное направление и жанр

Литературоведы отмечают в поэзии Никитина соединение русской фольклорно-поэтической традиции и классической поэзии. Поэт-демократ Никитин – последователь традиций Некрасова. Часто его называют крестьянским поэтом. Действительно, стихотворение описывает то, что окружает крестьянина и ценно для него: природу и мирный крестьянский труд в ней. Стихотворение – образец пейзажной лирики. Другие исследователи считают его медитативной лирикой.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения заявлена в названии. Основная мысль задана в движении чувств лирического героя. Его взгляд скользит по пробуждающейся природе, как бы двигаясь в пространстве и во времени вместе с человеком. Последние строки раскрывают основную мысль: утро – отрада для лирического героя, обременённого заботами и душевной болью. В единении с природой, солнцем, в наслаждении простым человеческим трудом, трудом рыбака или пахаря, которому «по плечу всё тяжёлое» - истинное счастье.

Стихотворение описывает утро длинного весеннего дня. Об этом можно судить по состоянию природы (серебристая роса на кустах) и о виде выполняемых пахарем сельскохозяйственных работ. Пахарь обрабатывает землю сохой перед посевом. Интересно, что стихотворение написано поздней осенью. Это своеобразная ностальгия не только по идеальной жизни в гармонии с природой, но и по идеальному времени года.

Стихотворение состоит из 6 строф. В первой строфе рассвет только начинается: гаснут звёзды, краснеет небо и вода. Во второй строфе появляется лирический герой, путешествующий по рассветной природе. В третьей строфе природа обретает звучание: с шумом проносятся утки, далеко звенит колокольчик (очевидно, уже выгнанного на луг скота). В четвёртой строфе пробуждается люди (рыбаки) и птицы. Отдельные шумы заглушаются птичьими песнями, природа радостно ожидает солнца. Пятая строфа кульминационная. Встаёт солнце и питает своими потоками всё живое. В шестой строфе изображено следствие восхода солнца: человек получает силы для тяжёлого полезного труда, лирический герой наполняется душевными силами, чтобы противостоять боли и заботам. В одном утре отражена целая жизнь человека.

Тропы и образы

Для описания неживой природы Никитин использует преимущественно метафоры: звёзды меркнут и гаснут, в огне облака, от зари алый свет разливается, восток горит-разгорается. Даже немногочисленные эпитеты почти все метафорические: зеркальная вода, тропинка росистая, роса серебристая, золотые потоки, весёлое утро.

Основной троп стихотворения – олицетворение. Его Никитин использует, чтобы очеловечить природу и показать её связь с человеком и его неотделимость от жизни земли: кудри лозняка, макушки ракит, дремлет чуткий камыш, стоит себе лес, улыбается, солнце покинуло свой ночлег за морями.

В последней строфе лирический герой обращается к собственной душе, призывая её не болеть, обращается к солнцу и к утру весёлому. Эти абстрактные образы для него антропоморфны, очеловечены.

Интересно, что при описании человеческого труда (рыбаков и пахаря) Никитин тропов не использует (не считая языковой метафоры молодцу всё по плечу). Описание людей в стихотворении скудное, это мимолётный взгляд шагающего по лесу, вдоль водоёмов и полей лирического героя.

Рыбная ловля и хлебопашество - занятия очень древние, библейские. Именно рыбаки и хлебопашцы в Библии оставляют земные дела и приближаются к Богу. Так и для Никитина человек – творец Божьих дел, преобразователь Божьей земли. Но, с другой стороны, человек – творение Божье, и солнцу в стихотворении равно радуются неживая природа, растения, животные и человек.

Стихотворение наполнено глаголами. Его образы – постоянная смена декораций вокруг лирического героя. Это смена времени суток и положения героя в пространстве. Для поэта важна динамика. Поэтому почти в каждой строчке есть глагол, из 20 рифм 14 глагольных. В созерцательном, медитативном стихотворении почти нет назывных предложений (только «В огне облака» и «Тишь – безлюдье вокруг»). Глаголы иногда повторяются (действие будто растягивается во времени): горит-разгорается, едет, едет. Сменяющие друг друга действия передаются с помощью однородных сказуемых, часто синонимичных: звёзды меркнут и гаснут; ветерок потянул, морщит-рябит; утки пронеслись и скрылися; рыбаки пробудилися, сняли сети и несут; птички ждут солнышка, поют; лес стоит, улыбается; солнце встаёт, блестит, покинуло ночлег, хлынуло потоками; пахарь едет и поёт. Устаревшая форма инфинитивов не только нужна для дактилической рифмы, но и делает описание эпичным, былинным.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано анапестом с правильным чередованием четырёхстопных и трёхстопных стихов. Анапест, с одной стороны, похож на разговорную речь, с другой – напоминает сбивчивое дыхание быстро идущего человека. Впечатление усиливают разная длина строк и редко встречающееся чередование мужской и дактилической рифмы. Рифмовка перекрёстная.

По писателю: Никитин Иван Саввич