«Кулак», анализ поэмы Никитина

История создания

Поэма «Кулак», начатая Никитиным в 1854 г., имела две редакции. Никитин закончил е в 1856 г., а к 1857 г. значительно переработал. О работе над поэмой есть строки в самом произведении. О Лукиче Никитин говорит:

Не раз с тобою,
Когда мой дом объят был сном,
Сидел я, грустный, за столом,
Под гнётом дум, ночной порою!

Лукич и его жена Арина напоминают родителей Никитина. Его отец, воронежский мещанин, пьянствовал и бил мать, добрую терпеливую женщину, разорился. Ивану Никитину пришлось содержать постоялый двор, купленный отцом.

Литературное направление и жанр

Поэма Никитина «Кулак» относится к реалистическому направлению. В центре её социальная проблема и герой, её воплощающий. Кулак – своеобразный узаконенный мошенник. Он отличается от торговца тем, что сам денег не имеет, поэтому просто вынужден обманывать, обвешивать и обмеривать. Никитин рассматривает этот социальный тип, ищет причины его появления в среде, биографии и характере героя.

Тема и основная мысль

Тема поэмы – жизнь семьи кулака, чья лень и самодурство сделали несчастными и привели к ранней гибели жену и дочь. Основная мысль поэмы философская. Лирический герой утверждает, что зародыши добра есть в каждом человеке, но обстоятельства мешают и развиться и человеку превратиться в «добра божественный сосуд». Таким образом, на первом плане социальные проблемы – ярмо «нужды, невежества и разврата» создаёт тысячи грязных бедных кулаков. Лучше всех эти социальные проблемы отразил Добролюбов в статье «Кулак. Поэма И.Никитина»: «Жизнь сделала свое дело: она наложила на него тяжелую печать общей безнравственности той среды, в которой ему суждено было вырасти, и воля кулака обессилела к добру. Может быть, была еще возможность спасти его, избавивши от нужды, от гнетущих его обстоятельств, но никто над ним не сжалился, никто не вытащил его из омута, в который он попал, - и бедняк погиб жертвою собственного нравственного бессилия».

Сюжет и композиция

Поэма состоит из 21 главы. Эпиграф из «Ромео и Джульетты» («Ромео и Юлии») Шекспира содержит основную мысль: человек должен жить согласно своему предназначению, не превращая добродетели в пороки.

Первая часть – экспозиция, в которой рассказывается об основании Воронежа и его современной жизни, о доме и семье главного героя. Почти в каждой главе есть пейзаж, который, по принципу художественного параллелизма, созвучен или противопоставлен настроению героя. Кульминационной является 11 глава, в которой отец принуждает Сашу к ненавистному браку, угрожая изгнанием из дома и проклятием. Развязка всей истории излагается в последней главе, которая одновременно играет роль эпилога, рассказывая о событиях, случившихся через 2 года. Хотя и главный герой, кулак Лукич, и его несчастная дочь Саша живы, но читатель понимает, что Саша вот-вот умрёт от туберкулёза, а выгнанный из дому, отданного в заклад, спившийся Лукич погибнет от голода и холода.

Лирические отступления в поэме связаны с озвученной вначале проблемой добродетели, заложенной в каждом человеке и уничтожаемой неблагоприятными обстоятельствами. В эпилоге лирический герой противопоставляет Лукичу самого себя как пример человека, который «избрал иную долю» и сумел вырваться из тюрьмы, борясь с судьбой. Он выражает надежду на лучшие времена, когда «воцарится честный труд». Так завершается лирический сюжет поэмы.

Герои поэмы

Карп Лукич – главный герой поэмы, воронежский мещанин, кулак. Кулак во времена Никитина – это что-то наподобие спекулянта советских времён. Кулак – это не купец и тем более не честный торгаш, каким был отец Лукича. Кулак – перекупщик на рынках, изворотливый бедняк, занимающийся обманом, обсчитывающий и обвешивающий крестьян.

Лукич одет бедно, его внешность типична для человека его занятия:

Сюртук до пят в плечах просторен,
Картуз в пыли, ни рыж, ни чёрен,
Спокоен строгий, хитрый взгляд,
Густые брови вниз висят,
Угрюмо супясь. Лоб широкий
Изрыт морщинами глубоко,
И тёмен волос, но седа
Подстриженная борода.

Дочь Саша даёт точную характеристику качеств Лукича, оправдывая его:

Известно – стар, кругом нужда,
На рынке хлопоты всегда,
Вот и берёт его досада.
Он ничего… ведь он не зол:
На час вспылит, и гнев прошёл.

Лукич не терпит возражений дочери. Он не только не считается с её желаниями, но кажется жестоким, посылает её ночью в погреб за квасом. Арина упрекает мужа в том, что он «любви не знает к детищу родному», а Саша не надеется на милосердие Лукича: «Я думаю, в ногах умри – откажет».

Лукич жалеет дочь, но думает, прежде всего, о себе: «Мне дочь и жаль... да не век Мне мыкать горе». Лукич оправдывает себя: «Сплутаешь, коли хлеба нет». Он воображает, что не крал бы, если бы на старости лет у него был богатый зять.

Никитин тщательно прослеживает истоки характера Лукича, его любовь к безделью. Отец Карпа был торгашом, мало занимался сыном, хотя и требовал благодарности за попечение. Он учил сына грамоте, хотя сам не умел читать, называл его баловнем и плутом и под хмельком драл за вихор «так, ни за что».

Мать бережливо занималась хозяйством. Сын пользовался равнодушием родителей и зимой по целым дням катался на салазках. Учителю мальчик говорил, что его не пустил в школу отец, а отцу – что задержал учитель. Матери же Карп врал, что ворованные яблоки дал друг.

С детства мальчик обретал навыки нечестного обмена, торгашества, обмана: сворачивал грачам головы, когда Сенька не хотел менять их на калачи, дрался, а дома говорил, что Сенютка его побил.

Увидев, что грамота не приносит пользы, отец отдал сына «в науку мудрую к купцу». Карп изучил «торговых плутней извороты» и обманывал купца, у которого учился. После смерти родителей Карп женился, заторговал мукой. Через 2 года торговая удача покинула юношу, он спустил капитал и запил. В месте ему отказали, а ремеслу его не обучали. Единственный способ заработать копейку на хлеб – промышлять «всякой дрянью» на рынке: «Рынок – море! Там рыба есть, умей ловить». Этим нечестным промыслом Лукич занимался с тех пор 30 лет, и все его знали по плутням и наряду.

Лукич - домашний тиран, издевающийся над женой и дочерью. Он обращается с Сашей, как со своей собственностью или вещью, в соответствии с «Домостроем»:

Как! я не властен над тобою?
Не властен? Стало, ты не мною
Воспитана и рождена?
Ты мне за это не должна
Повиноваться?

Но причина такого жестокого отношения к близким в глубокой обиде Лукича на жизнь. Он прямо высказывает её в общении с помещиками, у которых пытается занять денег на приданое:

Мы, значит, черви перед вами,
И нас, как плюнуть, раздавить…
Эхма!
Ваша воля!
Прикажете, мы замолчим.
Мы что за люди? Наша доля
Терпеть. На этом и стоим

Раскаянье приходит к Лукичу слишком поздно: сначала он осознаёт, что погубил жену, потом понимает, что напрасно пожертвовал счастьем дочери. И через два года Лукич оправдывает свой обман тем, что ему нечего надеть, нечего есть и нечем топить. Но это раскаянье не приводит к перемене жизни: Лукич несёт благородно отданные ему столяром деньги в питейный дом. Лирический герой показывает, что жизнь Лукича типична:

Ты сгиб. Но велика ль утрата?
Вас много! Тысячи кругом,
Как ты, погибли под ярмом
Нужды, невежества, разврата!

Арина – добрая хозяйка. Её голос слабый, разбитый, автор называет её «бедной Ариной». «Нужда да тяжкая кручина» повысушили её, как жара траву, голова женщины поникла, как колос, волос поседел. Рассказчик любуется больным лицом сгорбленной старушки, похожим на живое изваяние, освещенное месяцем. Но душа у Арины незлобная, она «осталась и в горе хороша». Её думы об умершем сыне и о тяжёлой жизни дочери.

Живя с Лукичом, Арина потеряла веселье: «И день – печаль, и ночь – тоска». При муже у неё связаны язык и руки. Он даже запрещает глядеть в окно: «Уж и глазам-то воли нет». Но Арина не перечит мужу, внимательна к нему, ждет с ужином. Жена не смеет сказать мужу даже то, что возмущена насилием над Сашей:

И мужу высказать хотела,
Какой, мол, есть ты человек?
Крушил жену свою весь век
И крушишь дочь. Побои, пьянство…
Ведь это мука, мол! тиранство!
Ты в этом богу дашь отчёт!..
И не решилась.

Смерть Арины от болезни была закономерным концом её тяжёлой жизни. Даже умирая, она думает о семье, просит Сашу позаботиться об отце и о заложенном доме. Лирический герой подводит итог её невесёлой жизни:

Уснуло доброе созданье!
Жизнь кончена. И как она
Была печальна и бедна!
Стряпня и вечное вязанье,
Забота в доме приглядеть
Да с голоду не умереть,
На пьянство мужа тайный ропот,
Порой побои от него.
Про быт чужой несмелый шёпот
Да слёзы… больше ничего!
И эта мелочь мозг сушила
И человека в гроб свела!

Саша, дочь Лукича и Арины, – красавица:

Коса, что чёрная смола,
Как белый воск, рука бела.

Девушка тоскует, потому что отец не соглашается отдать её за столяра Василия, её друга с детства. Мать замечает, что у Саши исчез румянец, она бледна, точно полотно, кашляет. По словам матери, старик-отец сокрушает родную дочь и смеётся над ней, расстраивая свадьбу со столяром-соседом.

Но Саша не осуждает отца и не даёт это делать матери. Философия Саши такая же, как и у близкого ей по духу возлюбленного Василия: «Живи, как Бог велел… Знать, положён такой предел».

Арина беспокоится, что дочь «горе иссушит». Мать чувствует, что девушке легче на плахе сложить голову, чем выйти замуж за нелюбимого. Арина понимает, что дочери живётся несладко: «Работа, скука, нищета». Она сравнивает дочь с птицей в клетке, живущей в печальном доме.

По воспоминаниям матери, в детстве Саша «пела и плясала», была подвижна, её весёлый смех и голос тонкий звенел, как колокольчик. Мать вспоминает, как Саша играла куклами и шалила, как отец грозил её посечь, и девочка затихала в его присутствии.

Саша терпит тиранию отца, возражая ему только на принуждение выйти замуж за нелюбимого. Девушка упрекает отца в том, что ему дороже чашка, чем родная дочь, что он бросает её, как куклу или тряпку, что собаке живётся лучше, чем ей. Саша не боится бедности, но вынуждена жить в достатке, наблюдая за нуждой родителей. Муж не только не позволяет ей видеться с больной матерью, боясь встречи жены с соседом, но и бьёт безропотную Сашу, которая через два года такой жизни смертельно заболевает.

Столяр Василий, возлюбленный Саши, имел обыкновенную внешность:

Сосед-столяр высок и строен,
Не очень смугл, не слишком бел,
Весёлый взгляд его спокоен
И простодушно твёрд и смел;
В обтяжку казакин из нанки,
Рубашка красная чиста;
Не в тяготу ему рубанки
И не в кручину беднота.

Он жил с вдовой-матерью и младшим братом. Лукич не рассматривал его как жениха из-за бедности, хотя характеризует его как честного и всем хорошего человека: «Что честь-то? Коли нет алтына, далёко с нею не уйдёшь. Без денег честь – плохая доля».

Василий не боится бедности, ведь у него есть ремесло. Кроме того, он «не плут и в слове твёрд». Отец Василия завещал ему хранить честь, которая дороже денег: «А коли честно ты живёшь - Всё хорошо! и свет хорош».

Жизнь Василий не воспринимал как тяжёлую, пока не пережил горечь от вынужденной разлуки с Сашей. Тогда он по-другому увидел прожитые года:

Перенесённые печали,
Безропотная нищета,
О доме, о семье забота,
Работа днём и по ночам,
Труд из-за хлеба, труд до пота,
Едва не с кровью пополам.

Юноше трудно пережить такой удар судьбы. Он запил, и мать смогла увести его из питейного заведения, только напомнив о работе, маленьком братишке и заветах отца.

Через два года после разлуки с возлюбленной столяр снова смог обрести душевное равновесие, хотя и отказывался жениться:

Вот и столяр. Его походка
Размашиста. Тулуп космат.
Пробилась русая бородка,
И весел соколиный взгляд.

Василий не попрекает Лукича, разлучившего его с Сашей, а жалеет его: по-соседски приглашает на Рождество к праздничному столу, «из дружества» даёт деньги, помогает «что родному». Василий смирился с отцовской волей Лукича: «Угодно было Богу так».

Особняком в поэме стоят образы изворотливых богачей. Именно их Лукич называет настоящими кулаками:

Кулак… да мало ль их на свете?
Кулак катается в карете,
Из грязи да в князья ползёт
И кровь из бедняка сосёт…

К этому ненавистному типу, который, как считает Никитин, виноват в бедности русского народа, относится зять Лукича Тараканов, помещики Пучков, Скобеев, профессор Зоров.

Размер и рифмовка

Поэма написана четырёхстопным ямбом. Парная рифмовка неупорядоченно чередуется с кольцевой, а женская рифма с мужской.

По произведению: 

По писателю: Никитин Иван Саввич