«Хозяин», анализ стихотворения Никитина

История создания

Стихотворение «Хозяин» было написано Иваном Никитиным в апреле 1861 г., за полгода до смерти. Никитин, умерший в октябре 1861 г. от туберкулёза, описал в стихотворении собственное ощущение, свою судьбу.

Стихотворение было прочитано 9 апреля на вечере в пользу воскресной школы в Воронеже, а напечатано впервые посмертно в журнале «Время» в 1861 г., том 6, № 11.

Песня безумца из стихотворения положена на стихи и стала популярной.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к реалистическому направлению, описывает жизнь и невзгоды семьи купца. В пьянице хозяине можно узнать прототип – отца Ивана Никитина, бедная мать напоминает и другие женские образы писателя, например, Арину из поэмы Никитина «Кулак». Умирающий сын воплощает внутренний мир, мысли и чувства лирического героя и самого автора.

Стихотворение большое по размеру, описывает определённые сцены из жизни членов семьи, но всё-таки остаётся лирическим, а не лиро-эпическим произведением, потому что главное в нём – чувства и мысли по поводу отдельных эпических сцен, а не сами эти сцены. Жанр стихотворения объединяет в себе черты философской и гражданской лирики, которые в данном случае переплетаются. Как истинный реалист, Никитин усматривает судьбу как сочетание характера личности и жизненных обстоятельств, влияющих на неё.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – судьба несчастливой семьи, «печального дома, приюта раздора». Основная мысль заключена в обличениях последней части стихотворения. Лирический герой шлёт печальному дому свои проклятия «за то, что гибнет человек». По утверждению лирического героя, он оплакивает чужой век. Но это лукавство. Никитин фактически оплакивает свой век. Так что по жанру стихотворение близко не столько к элегии, сколько к эпитафии – надгробной надписи на собственной могиле.

Композиционно стихотворение можно разделить на несколько частей. В первой части описаны развлечения пьяного купца. Вторая часть – лирическое отступление, содержащее в себе пейзаж, описание прекрасной летней ночи.

Третья часть самая большая по размеру. В ней описан дом хозяина в тот момент, когда он развлекается в мельнице с «какой-то бабой за столом в особой горенке». Один из его сыновей смертельно болен. Описание внешности молодого человека незаметно перетекает в его несобственно прямую речь, передающую горечь умирающего, горюющего над своей несчастной долей. Портрет больного снова возникает после его размышлений. Мать больного в стихотворении называется бедным созданьем. Лирический герой призывает её с горечью плакать больше, потому что её судьба «невесела, невыносима, горька, как яд». Второй сын в этом доме сумасшедший. Его песня о прикованном соколе аллегорична. Она играет роль вставного эпизода. Дальше снова приводятся рассуждения больного о бренности своего существования, которые прерываются ударами в ставень кулака вернувшегося хозяина.

Последняя часть – страшный приговор и проклятья лирического героя в адрес угрюмого дома.

Тропы и образы

В стихотворении важны эпические герои. Хозяин, описанный в начале стихотворения, кажется успешным купцом. Его косматый конь «на диво» откормлен овсом, украшен медными бляхами. Сам купец несимпатичен:

Широкоплеч, как клюква, красен,
Казной от бед обезопасен,
Здоров…

Такой образ как-то не вяжется с постоянным пьянством хозяина и рассуждениями его сына:

Здесь труд и бедность, здесь неволя,
Здесь горе гнёзда вьёт свои…

Купец необуздан, он пьёт без счёту, уединяется с Марьей, которой обещает платье, с пренебрежением отзывается о жене:

Мне что жена? Сыта, одета —
И всё…

Лирический герой не столько осуждает купца, сколько сочувствует ему:

Но виноват ли он,
Что пьян, и груб, и неумён?

С точки зрения лирического героя, хозяин не осознаёт, «как зла наделано им много, как много ран нанесено», а если бы осознал, то давно бы себя проклял.

Между тем, жена купца недовольна жизнью. Она изображена как несчастнейшая женщина: любимый сын умирает от болезни, второй безумен, она не была никем любима, её убил запой. Чтобы описать горькую жизнь жены и матери, Никитин использует сравнения:

Всё унесло, умчало горе,
Как буйный вихрь уносит пыль,
Когда в степи шумит ковыль,
Шумит взволнованный, как море,
И догорает вся дотла
Грозой зажжённая ветла…
Невесела, невыносима,
Горька, как яд, твоя судьба:
Ты жизнь убила, как раба…

Лирический герой призывает женщину плакать, плакать горько, кровавыми слезами, метафорически называя причину её горя чумой и палачом, грязью, в которую втоптана толпой героиня.

Мысли любимого сына созвучны мыслям лирического героя о доме, в котором «нет приюта для любви». Герой болен, как сам автор, красота героя сравнивается с увядшими осенними листьями:

Его лицо, как мрамор, бело,
И руки холодны, как лёд;
На лоб открытый кудри пали;
Остаток прежней красоты,
Печать раздумья и печали
Ещё хранят его черты…

Дело жизни героя – рассуждение о смысле жизни. в которой он не может найти ни одной светлой точки. Жизнь его поэтически соотносится с притчей о жаждущем, не нашедшем воды ни на круче, ни в долине.

Безумный сын плачет, как и его мать. Его песня о прикованном соколе, сидящем на цепи 1000 лет, – метафора порабощённой России. Каждый из героев – тоже воплощение рабства: хозяин – пьянства, жена его – горя, сыновья – болезней.

«Печальный дом, приют раздора» - полноценный эпический герой стихотворения. Он сравнивается с гробом, местом казни с позорным столбом. Этот дом лишён солнца, радости, ласк и объятий, любви. Он проклят лирическим героем, как живое существо.

Пейзаж в стихотворении так же контрастен, как и характеры хозяина и его семьи. Шумящей, кипящей и сверкающей алмазной радугой, горящей синими огнями воде (метафоры) противопоставлена тёмная молчаливая даль (метафорический эпитет), зеркальная вода залива (метафора).

Размер и рифмовка

Стихотворение, как и некрасовские поэмы, написано четырёхстопным ямбом, а рифмовка меняется: парная сменяется кольцевой или перекрёстной. Четырёхстопный ямб сменяется четырёхстопным дактилем при описании безумца. Сама же песня безумца написана четырёхстопным анапестом. Неупорядоченность рифм и ритмов делает стихотворение близким к разговорной речи.

По писателю: Никитин Иван Саввич