«Нищий», анализ стихотворения Никитина

История создания

Стихотворение «Нищий» 33-летний Никитин написал в 1857 г. Произведение было напечатано в том же году в журнале «Русская беседа», в №8. Оно вошло в сборник 1859 г., и Добролюбов признал его одним из лучших. Через 10 лет цензура исключила из стихотворения последние 3 строфы из-за социальной остроты.

Литературное направление и жанр

Стихотворение – прекрасный образец гражданской лирики реалистического направления. Никитин не только описывает тяготы жизни нищего, но и анализирует причину того, почему человек становится нищим. Вторая часть стихотворения посвящена нищенству как социальному явлению. Даже не просящий подаяния трудяга может всю жизнь прожить в состоянии нищего.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения заявлена в названии. Парадоксальность определения нищенства лежит в основе двухчастной композиции.

Стихотворение состоит из 6 строф и распадается на 2 равные части. В первой части лирический герой описывает нищенскую жизнь. Первая строфа – жанровая картинка - изображение нищенствующих «старцев, вдов и сирот». Вторая строфа анализирует причины «тяжёлой и горькой доли» бедняг – нужду или собственную лень. В третьей строфе лирический герой обращается к «разумному божьему созданию» - нищему, призывая его не страшиться голода и холода, ведь люди милосердны.

Во второй части предметом пристального внимания лирического героя является нищий, «беднее и хуже» описанного. В четвёртой строфе парадоксально заявление о том, что этот нищий работает всю жизнь «из одежды да пищи». В пятой строфе описаны качества такого человека: он крепок, называется богатырём. В последней, кульминационной, строфе нищий-богатырь приравнивается к вечным силам природы. Его жизнь представлена в круговороте природного цикла: всю жизнь он бросает в землю зёрна, жнёт, не пользуется результатами своего труда. Сочувствующая этому «нищему» природа (слёзы облака, песня бури) свидетельствует о том, что уничижение честного труженика – явление неестественное, идущее против природы и здравого смысла. Таким образом, через отношение к проблеме природных явлений проявляется основная мысль стихотворения: осуждаются социальные причины, приводящие к нищете не просто «разумных божьих созданий», но «богатырей», наделённых трудолюбием и высокими моральными качествами.

Тропы и образы

Нищенство – проблема извечная. Поэтому описание нищего связано с устойчивыми выражениями со значением постоянства: и вечерней и ранней порою (эпитет), работает ночью днём, целый век из одежды да пищи. Мысль о бесконечности рабского труда усиливается повторами: по смерть (то есть до самой смерти) сеет, по смерть жнёт.

Эпитеты в стихотворении оценочные, причём нет ни одного с положительным значением. Они описывают незавидное положение нищих: тяжела и горька твоя доля, бесприютный, оборванный люд, беднее и хуже есть нищий, грязная солома, безысходная беда, несносная истома, кровавая нужда.

Противопоставление истинных нищих и нищих трудяг заключено в двух понятиях, играющих в стихотворении роль перифраза. Нищий, просящий подаяние, называется разумным Божьим созданьем, человеком в грязи и с сумой. Трудящийся без воздаяния человек – богатырь в безысходной беде, который сравнивается по крепости с медью и камнем. Употребление слов человек, богатырь в единственном числе делает образы типичными. Причём нищих, просящих милостыню, жаль только лирическому герою, а нищего трудягу жалеет вся олицетворенная природа: облако о нём роняет слёзы, буря поёт про его тоску.

Судьба нищего описана как некая данность, которой невозможно избежать, тоже с помощью олицетворений, но действуют абстрактные понятия: неволя надевает на нищего сумку, нужда продаёт выращенные им семена.

Большое значение в стихотворении имеют анафоры. Одинаковое начало строк усиливает воздействие:

Не откажут тебе в подаянье,

Не умрёшь ты без крова зимой…

Крепче камня в несносной истоме,

Крепче меди в кровавой нужде…

По смерть зёрна он в землю бросает.

По смерть жнёт…

Речь лирического героя возвышенна и эмоциональна, что отражают восклицательные предложения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано торжественным трехстопным анапестом, что подчёркивает декларативный характер произведения. Рифмовка в стихотворении перекрёстная. Рифмы точные и часто банальные: Никитин рифмует слова одинаковых форм. Последняя строфа содержит только глагольные рифмы, но, удивительно, все действия в строфе абстрактны, это метафоры. Так через систему рифмовки прослеживается идея безысходности: проблема существует, но она неразрешима, её можно только оплакать поэтам или силам природы.

По писателю: Никитин Иван Саввич