«Зелёная дверь», анализ новеллы О. Генри

История создания

Новелла «Зелёная дверь» была напечатана в 1904 г., вошла в сборник «Четыре миллиона» (1906), на русском языке впервые издана в сборнике рассказов 1923 г.

О. Генри задумывал сборник как рассказ о ньюйоркцах, которых, согласно переписи, было как раз четыре миллиона человек. О Генри назвал так сборник в противовес названию «Четыреста», которое дала пресса миллионерам Нью-Йорка.

Литературное направление и жанр

О.Генри – писатель-реалист. Его герои действительно выдающиеся люди, потому что писатель умеет видеть исключительное в каждом. Жанр новеллы позволяет «разоблачать» фантастические обстоятельства, оказывающиеся простыми совпадениями.

Юмор новеллы позволяет примириться с человеческими недостатками и слабостями. В глазах рассказчика всё геройство обывателя состоит в ежедневной борьбе с радиатором отопления.

Сюжет и композиция

Композиция новеллы состоит из истории героя и воображаемой истории, которую предлагает читателю представить рассказчик. Эта история доказывает, что обыватель не готов принять участие в приключении, когда прекрасная незнакомка суёт в руку невероятно горячую булочку с маслом, а сама отрезает крохотными ножницами верхнюю пуговицу на пальто. А вот герой новеллы готов поверить и более случайны совпадениям.

Новелла начинается с философской экспозиции, в которой рассказчик рассуждает о разных типах людей. Обыватели-читатели относятся к типу, который не откликнется на призыв к приключениям. Другие герои, образы которых увековечены в искусстве, переживают приключения просто потому, что они ведут их к вожделенной цели. Этих крестоносцев, венценосцев, меченосцев рассказчик называет псевдоискателями приключений, ждущими своей награды.

Зато немногочисленные истинные искатели приключений, подвластные духам-близнецам Романтике и Приключениям, находят в большом городе тайные знаки. Обыватели, чья «спина, вечно подпираемая железным каркасом условностей, давно закостенела», проходят мимо, а в конце жизни жалеют об упущенных возможностях. Но не таков герой новеллы.

Рудольф Штейнер принимает вызов судьбы. Удивительный негр, раздающий рекламу кабинета дантиста, даёт ему лист, на котором чернилами написано: «Зеленая дверь». Рудольф походит мимо него ещё дважды, и ещё один раз получает такой же листок, а другой – презрительный взгляд.

В подвальном этаже дома располагался ресторан, на первом этаже – магазин мехов и шляпок, на втором – тот самый дантист. На третьем этаже Рудольф увидел зелёную дверь, за которой нашёл свою судьбу – голодную прекрасную девушку. Даже когда Рудольф убедился, что к счастью его привёл ряд случайностей, он не перестал верить в перст судьбы: «Всё равно я верю, что сам перст Судьбы указал мне дорогу к той, кто мне нужен».

Герои новеллы

В новелле всего 3 героя. Главный герой, Рудольф Штейнер, работающий продавцом в магазине роялей, – истинный искатель приключений. Это простодушный молодой человек, обладающий приятной внешностью, который в поисках приключений не раз влипал в криминальные истории: дважды повёл ночь в полицейском участке, был несколько раз ограблен.

О сентиментальности героя свидетельствует его любимый роман мисс Либби «Испытания любви Джуни». Рудольф поступает как ищущий свою любовь сентиментальный герой, но при этом не теряет трезвости рассуждений. Он верит судьбе, но и своему сердцу.

Раздающий листовки негр становится рукой судьбы. Его внешность Рудольф принимает за странность, на которую необходимо обратить внимание: огромный рост и фантастический наряд (красный, расшитый галунами фрак, жёлтые брюки и военное кепи). На самом деле странный наряд нужен негру, чтобы привлекать прохожих. Его странные выкрики, «громкие и невразумительные», похожие на возгласы кондукторов или оперное пение, были просто рекламными призывами, а для Рудольфа превратились в зов судьбы.

Девушка, живущая за зелёной дверью, была случайно спасена Рудольфом. Она показалась герою знакомой: «Честные серые глаза, задорный, вздёрнутый носик, каштановые волосы, вьющиеся, как усики душистого горошка». Личико было худое и бледное, она испытывала крайнюю нужду и не ела три дня. Девушка была продавщицей в магазине. Её скудные деньги и так урезались хозяйскими штрафами, а болезнь привела к потере работы. Приход спасителя она восприняла как нечто само собой разумеющееся. Она так же естественна и непосредственна, как и главный герой.

Рассказчик, как понимает читатель, тоже относится к тому самому многочисленному типу людей, предпочитающих закрывать глаза на знаки судьбы. Это может быть лицо близкого человека в пустом окне, крик боли и страха, доносящийся из пустого дома, падающий из высокого окна исписанный лист, взгляды ненависти, симпатии и страха в толпе. Рассказчик сожалеет о том, что «на склоне унылой, однообразной жизни» понимаешь, как мало было в ней романтики.

Проблематика

В новелле поднимаются философские и социальные проблемы случайностей в жизни человека, проблема сострадания незнакомым людям, мятежного, ищущего приключений героя.

Художественное своеобразие

Аллегорические образы Приключений и Романтики сопутствуют всему повествованию. Всё, что с ними связано, описано высоким стилем. Зато обывательская жизнь описана с иронией. Например, романтикой жизни называются одна-две женитьбы и вечная борьба с радиатором парового отопления. Главный герой иронически называется Адептом Великого Духа Приключений и продавцом роялей.

Внимание к деталям помогает О.Генри составить довольно точную картину происходящего. Рассказчик старательно перечисляет, какую еду приносит Рудольф девушке: «Хлеб, масло, холодное варёное мясо, пирожные, паштет, маслины, устрицы, жареного цыплёнка, одну бутылку с молоком и одну с чаем, горячим, как огонь». Девушка сравнивается с изголодавшимся диким зверьком.

Рудольф не позволяет девушке есть всё подряд, но заботится о том, чтобы она сначала выпила молока.

Юмористическая новелла иронична. Рассказчик верит в случайность, в любовь с первого взгляда, но ироничен относительно условностей, штампов, которые так распространены в сентиментальных произведениях и которым пытается следовать Рудольф. Например, когда Рудольф обмахивает девушку котелком, она приходит в себя просто потому, что юноша задел девушку полями по носу.

По писателю: О. Генри