«Мишурный блеск», анализ рассказа О. Генри

Уже более века рассказы писателя О’Генри неизменно привлекают внимание читателей всего мира. Причиной негаснущей популярности автора стали затейливые сюжеты его произведений, а также мастерски прописанные характеры действующих лиц, в которых нередко можно увидеть и собственный образ. Остроумная ирония О’Генри не отталкивает слушателя излишней гротескностью, а наоборот, приковывает интерес особой, душевной атмосферой повествования и теплым отношением к главным героям.

Предыстория создания рассказа

Рассказ «Мишурный блеск» является частью сборника «Четыре миллиона», посвященного Нью-Йорку начала 20 века. Произведение было создано в 1904 году, в начале литературной карьеры писателя, но в печать оно попало лишь в 1906 г, вместе с остальными рассказами цикла. С удивительной точностью и проницательностью писатель подмечал все пороки и проблемы общества того времени – рассказы О’Генри представляют собой яркое отражение реалий существования автора, а также лиц, его окружавших. Однако он не высмеивает вскрывшиеся недостатки, а говорит о них с видимым сожалением и сочувствием к героям, попавшим в трудную ситуацию из-за своей недальновидности или, к примеру, тщеславия.

По мнению О’Генри, главная болезнь, поразившая типичного представителя американского общества начала 20 века – жажда легкой наживы и стремление поразить окружающих своим превосходством, нередко вымышленным и надуманным. Эти наблюдения нашли свое отражения в ранних рассказах писателя, к которым относится и произведение «Мишурный блеск».

Краткое содержание рассказа

В основе повествования лежит история о бедном молодом человеке Чендлере Тауэрсе. Чендлер занимает незначительную должность, однако он амбициозен и честолюбив. Главной отдушиной его серого существования становятся недешевые прогулки по модному Бродвею, на которые ему приходится копить по 2-3 месяца.

Когда в кармане главного героя накапливается 10 долларов, он позволяет себе забыть на время о том, что он беден и неизвестен. Этой суммы вполне хватает на дорогой обед и приличную бутылку вина, и Чендлер, раз в 70 дней, надевает дорогой костюм и отправляется на бродвейский бульвар изображать богатого бездельника и прожигателя жизни.

В одну из таких прогулок он встречает бедно одетую девушку, которая подворачивает ногу на скользком тротуаре. Как истинный джентльмен, Тауэрс помогает ей подняться, а затем угощает обедом в ресторане. Во время еды его тщеславие берет верх над благоразумием, и он без умолку рассказывает своей новой знакомой о том, как он богат и какое видное положение занимает в обществе.

Расставаясь с девушкой после прогулки, он отмечает ее необыкновенную привлекательность и задумывается о том, что она была бы прекрасной парой для него. Возможно, рассуждает он, стоило рассказать ей, что он обычный архитектор, а вовсе не миллионер. В это же время героиня, вернувшаяся домой, беседует со своей старшей сестрой. Оказывается, ее семья очень богата, но девушка не ищет способов пополнить свое состояние, а желает встретить простого работящего молодого человека, у которого будет цель в жизни.

Анализ произведения

Ирония рассказа «Мишурный блеск» заключается в том, что Чендлер, несмотря на свое желание казаться намного богаче, чем он есть, остается неплохим трудолюбивым человеком, желающим преуспеть в своей профессии. Именно такого супруга ищет себе прекрасная незнакомка, с детства насмотревшаяся на состоятельных, но абсолютно бездеятельных молодых людей. Будь Чендлер честен с ней, он обрел бы себе замечательную пару в лице девушки, которая ему так понравилась.

Однако честности он предпочел позерство. Как сказал он сам себе, «костюм обязывал» представиться в наиболее выгодном свете. Но нарисованный им образ бездельника и прожигателя жизни оттолкнул девушку и воспрепятствовал их дальнейшему общению и сближению.

Этот рассказ в очередной раз подчеркнул скудность идейно-образной системы ценностей, сформировавшейся у многих людей под влиянием стремления к так называемой «американской мечте». Светлые идеи о равных возможностях и ценности простого труда тесно переплетаются в голове героя с жаждой славы и роскошной жизни, которая позволит ему возвыситься над остальными людьми.

Писатель не порицает молодого человека и не высмеивает его стремлений. С затаенной грустью и сочувствием он наблюдает, как в погоне за минутами удовольствия Чендлер Тауэрс теряет самую большую возможность в своей жизни – надежду на отношения с достойной девушкой и безбедное существование, которое позволило бы реализовать творческие задумки героя.

По писателю: О. Генри