«Персики», анализ новеллы О. Генри

История создания

Новелла «Персики» была написана О.Генри в 1905 г. и вошла в сборник «Голос большого города» (1908).

Литературное направление и жанр

О.Генри – мастер реалистической новеллы. Читательницы, сами того не желая, примеряют на себя роль новобрачной, в которой они были когда-то или собираются быть. Счастливы и благословенны те новобрачные, ради которых муж готов на всё, что в его силах. А читатели соотносят себя с боксёром Малышом – рыцарем 20-го века.

Сюжет и композиция

Новелла начинается с описания интерьера квартиры новобрачных, которые только что вернулись из свадебного путешествия: «Молодым всё ещё казалось, что они парят в небесах».

Счастью новобрачной нет предела. Ведь её муж – знаменитый боксер полусреднего веса Малыш Мак-Гарри. Сюжет новеллы по структуре похож на сюжет волшебной сказки. Для счастливого конца необходимо пройти испытание, а найти персики в Нью-Йорке в феврале – настоящий подвиг. Герой трижды обращается к помощникам, всё более могущественным (итальянец – торговец фруктами, содержатель дешёвого ресторана, фруктовщик дорогого центрального магазина). Малыш добывает персик с помощью смекалки, попутно побеждая множество врагов во имя счастья возлюбленной. А вот концовка новеллы возвращает читателя в реальность: дело не в волшебном персике, а в самой готовности жертвовать всем, даже здоровьем, ради любимой.

Последнее ироничное авторское пожелание благословения новобрачной – это хвала любви, для которой нет преград и нет мелочей.

Проблематика

В новелле поднимается проблема постоянства и силы любви. Новобрачные трогательно заботятся друг о друге, даже прощаются так долго и бурно, словно «Малышу предстояло чреватое опасностями путешествие в дальние страны». О.Генри показывает, что для настоящей любви нет преград.

Герои

Герой новеллы – счастливый новобрачный боксёр среднетяжёлого веса Малыш Мак-Гарри. Ни его портрета, ни портрета его молодой жены в новелле нет. Автор сразу даёт краткую и чёткую характеристику Малыша: «Он был серьёзен, строен, сентиментален и сметлив». Эти качества характера позволяют Малышу сначала упорно искать персики у торговца, в ресторане, в центральном магазине. Сметливость помогает Малышу создать комбинацию по добыванию персиков там, «где люди не знают, куда девать деньги».

Малыш бесстрашно сдаёт капитану полицейского околотка игорное заведение Денвера Дика, да ещё и придумывает, как провести облаву в притоне. Боксёр храбро побеждает большого и грузного хозяина притона Денвера Дика благодаря своему профессиональному мастерству.

Но все эти подвиги новобрачный совершает только ради того, чтобы забрать с ломящегося от дорогих и изысканных яств стола последний персик, «случайно пощаженный эпикурейскими челюстями любителей азарта». Следуя фольклорному канону, Малыш, как сказочный принц, трижды отказывается вместо заказанного персика купить свежайшие апельсины, а потом добывает ценный фрукт. Недаром Малыш сравнивается с рыцарем Круглого Стола, который переживает опасности и совершает подвиги во славу прекрасной дамы в поисках вожделенного персика, который невозможно найти «в городе, ещё скованном февральскими морозами». Описание его подвигов дано глазами Малыша, включает его несобственно-прямую речь. В речи боксёра проскакивают боксёрские выражения, создающие в новелле комический эффект. Малыш боится получить нокаут, если не найдёт персик. Продавцу апельсинов он сообщает, что по условиям матча требуются персики, и замена не допускается.

У новобрачной нет имени. Так О.Генри создаёт образ типичной счастливой молодой семьи. Девушка абсолютно уверена, что владеет не только мужем, который ради неё готов на всё, но и целым миром в его лице. Ведь «широкий мир… не в силах против него устоять». Она отправляет Малыша за персиком «с видом Клеопатры, высказывающей Антонию пожелание, чтобы Рим был доставлен ей на дом в оригинальной упаковке».

Новобрачная капризна, называет мужа своим гадким мальчиком, считает своей собственностью и не хочет расставаться надолго. Для неё брак представляется непрекращающимся праздником, постоянно дарящим чудеса. Её капризы невинны и не отрицают её влюблённости. Новелла начинается несобственно-прямой речью новобрачной и ею же заканчивается. В конце читатель узнаёт, что для новобрачной не имело значения, какой «пустяк» попросить: цветок, гранат или персик. Она не думает о том, что для персиков сезон ещё не начался, считая свой заказ мужу очень простым.

Именно последняя реплика новобрачной, из которой читатель узнаёт о том, что она предпочла бы персику апельсин, делает концовку неожиданной.

Художественное своеобразие

Образ новобрачной в новелле неразрывно связан с интерьером, который играет роль экспозиции. Квартирка новобрачных наполнена нарядными и бесполезными вещами, но «уютный свет лампы под розовым абажуром» создаёт не обстановка, а крепкая любовь.

Новобрачную О.Генри описывает как типичную счастливую женщину: её ноги опираются на земной шар (метафора), она утопает в розовых мечтах и в шелку того же оттенка (образ, созданный игрой со значениями слова «утопать», где однородным к фразеологизму «утопать в мечтах» становится переносное «утопать в шелку»).

Восхищение новобрачной мужем, её уверенность в его обожании переданы с помощью гипербол: от Лондона до Южного Креста никто не победит Малыша Мак-Гарри, но достаточно прикосновения мизинца новобрачной для победы над ним. Гиперболы передают степень повреждений Малыша после схватки с гангстером. Аптекарь так описывает их: «Здесь имеется кровоподтёк, судя по которому можно предположить, что вы свалились с небоскрёба «Утюг», и не один раз, а по меньшей мере дважды».

По писателю: О. Генри