«Кактус», анализ рассказа О. Генри

Творческий путь О’Генри начался очень стремительно – после пятилетнего тюремного срока (по некоторым данным, незаслуженного), который он отбывал за мошенничество, писатель решил посвятить все свое свободное время литературным упражнениям. Накопленный за годы жизни опыт нашел свое отражение в творчестве О’Генри и привлек к нему читателей всего континента, оценивших рассказы автора за их реалистичность и негаснущий оптимизм.

Предыстория создания рассказа «Кактус»

Этот рассказ, малоизвестный широкой публике, был создан в период с 1902 по 1905 года, на которые пришелся пик писательской карьеры О’Генри. Его произведения пользовались небывалой популярностью у читателей, а издатели требовали от автора все больше и больше рассказов. Подписанный контракт обязывал предоставить им определенное количество страниц, поэтому у писателя нередко не было времени на шлифовку и тонкую огранку каждого рассказа. Тем не менее каждый из них стал маленьким шедевром американской литературы, точным наброском наиболее типичных черт представителей общества того времени.

Писатель не выписывает тщательно и кропотливо каждого своего героя, у него нет в этом необходимости - он рисует широкими мазками, создавая общую картину повествования. Но некоторая скупость в изложении с лихвой окупается доброй иронией автора и точностью передачи атмосферы стяжательства, царившей в крупных городах Америки в начале 20 века.

Для серии рассказов О’Генри из сборника «4 миллиона» характерно теплое душевное отношение к «маленькому человеку». В мировой литературе этот образ появился примерно в середине восемнадцатого века и особенно прижился в русской классической литературе. С особым вниманием к проблемам «маленького человека» относились Достоевский, Чехов и Толстой.

Маленький человек, в трактовке О’Генри, - незначительная, на первый взгляд, фигура, остро страдающая от ощущения своей неприметности. Некая отстраненность от прочих, более успешных членов общества, нередко приводит к излишнему честолюбию, попыткам повысить свою значимость всеми законными и незаконными способами.

О’Генри не порицает своих героев за подобные стремления. Он с горечью осознает эту атмосферу безбашенной гонки за материальными ценностями, сформировавшуюся вокруг его персонажей и то, как она уродует людские души и судьбы. Жалея своего героя, писатель неизменно ставит их в ситуации, когда они остаются лицом к лицу с осознанием собственной неприглядности. Тем не менее, общая атмосфера произведений О’Генри оптимистична, поскольку у героя всегда есть шанс на исправление своей ошибки.

Краткое содержание произведения

Главный герой рассказа, молодой человек по имени Трисдаль, внезапно обнаруживает себя в собственной квартире в компании подвыпившего друга. Его отчаяние напоминает ему ощущения утопающего, который теряет счет времени, постепенно погружаясь в небытие. Внезапно его взгляд останавливается на причудливом экзотическом растении, которое мерно колышется в такт движения воздуха, и он снова ощущает весь трагизм своего положения – девушка, которую он полюбил, вышла замуж за другого.

Трисдаль, представитель высшего света, славился среди завсегдатаев клубов и званых вечеров, как начитанный и эрудированный человек. Сам он не спешил уверять людей в обратном, хотя и прекрасно осознавал, что его познания не могут похвастаться обширностью. В один из светских вечеров он познакомился с красавицей Эллис, которая весьма благосклонно принимала его ухаживания.

Однажды она с улыбкой передала Трисдалю слова их общего знакомого, который утверждал, что Трисдаль, помимо своей эрудированности, отлично знает испанский. Несмотря на то, что Трисдаль не был знаком с этим языком, ему столь льстила мысль, что девушка сочтет его полиглотом, что он согласился с этим утверждением и с удовольствием принимал комплименты и похвалы.

В этот же вечер он попросил ее руки. Несмотря на очевидную симпатию, Эллис сказала, что пришлет ответ на следующий день. Трисдаль согласился подождать, но утром, вместо ответа, он получил непонятную посылку – причудливый кактус с прикрепленной запиской на неизвестном ему языке. Герой был огорчен и даже оскорблен такой небрежности со стороны девушки. Однако, отправившись в этот же вечер в свет, он обнаружил, что Эллис по-прежнему увлечена им и как будто бы ждет от него ответного шага. Тем не менее, обиженный Трисдаль не стал ничего предпринимать.

К своему удивлению, вскоре он обнаружил, что девушка охладела к нему и больше не проявляет никакого внимания. Через некоторое время она согласилась на предложение своего поклонника и вышла за него замуж. И только после церемонии бракосочетания, Трисдаль узнал от своего друга, что записка, приложенная к кактусу, гласила на испанском языке: «Приди и возьми меня!». Эллис, уверенная в познаниях Трисдаля в испанском, отправила ему эту записку, надеясь на ответное чувство, но не получив никакого отклика, постаралась забыть его как можно скорее.

Анализ рассказа «Кактус»

Рассказ кактус повествует о столь часто встречающихся человеческих пороках – тщеславии и самонадеянности. Главный герой, желая производить приятное впечатление на завсегдатаев высшего общества, готов пойти на любые меры. Однако сам он при этом считает, что цель всегда оправдывает средства.

Друзья по клубу наперебой нахваливают его, восхищаясь мнимой ученостью и глубиной знаний. Трисдаль понимает, что эти похвалы незаслуженные, он не имеет сил отказаться от них. Герой боится встать один ряд с прочими, ничем не примечательными людьми. Он самонадеян и уверен в том, что его маленькие хитрости никогда не откроются.

Однако произошедшая трагедия заставляет его по-другому взглянуть на привычные вещи. Из-за своего пустого хвастовства он теряет любимую девушку и возможность на личное счастье. Он, наконец, видит свои поступки во всей их неприглядности и бесконечно обвиняет себя в пустом позерстве и самоуверенности.

О’Генри неспроста ставит своего персонажа в столь затруднительное положение. Наносная шелуха прожитых лет мешает нашему герою взглянуть на себя критично и кажется, что уже ничего не вытащит его из пучины самолюбования. Однако столь плачевный опыт, как потеря невесты, дает, по мнению писателя, герою шанс исправиться и начать строить новую, более достойную жизнь.

По писателю: О. Генри