«Счастливый принц», анализ сказки Уайльда

История создания

Сказка «Счастливый принц» была написана в 1888 г. В 1885 году у Уайльда родился первый сын, а в 1887 г. второй. Считается, что Уайльд писал сказки для своих мальчиков, он сам как-то упоминал, что долг каждого отца – сочинять сказки для своих детей. Действительно, младший сын Вивиан вспоминал о том, как отец, успокаивая расшалившихся детей, рассказывал им сказки и даже плакал над собственной сказкой «Великан-эгоист».

Сказка «Счастливый принц» дала название сборнику «"Счастливый принц" и другие сказки», изданному в 1888 г.

Литературное направление и жанр

Сказки Уайльда не особенно тепло принимались читающей публикой, потому что общество ожидало реалистических произведений: типичных характеров и обстоятельств. Уайльд опередил своё время, его сказки, хоть и были похожи на романтические сказки Андерсена и имели с ними много общего (противопоставление мира обывателей и мира душевных романтиков), относятся к направлению модернизма. И в жизни, и в литературе Уайльд боролся против ограничений и табу викторианского общества, расширял рамки литературы. Его произведениям свойственен интеллектуализм, индивидуализм, а также особая эстетическая теория, состоящая в том, что законы искусства не совпадают с законами морали. Но на этом основании сказку «Счастливый Принц» никак нельзя считать аморальной или бросающей вызов общественной морали. Наоборот, это сказка об общечеловеческих и христианских ценностях, ведь именно такой и должна быть сказка.

Писатель не вполне был согласен с тем, что его произведения по жанру – это сказки. Он назвал их «короткими историями» или «этюдами в прозе» для «детей от 18 до 80» и рекомендует тем взрослым, которые «не утратили дара радоваться и изумляться».

Тема, основная мысль и проблематика

Тема сказки – истинная любовь и продиктованные обществом «полезные» отношения, истинные милосердие, добродетель и духовные ценности. В сказке поднимаются важнейшие философские и общественные проблемы: смысл жизни, любовь и жертва, доброта и равнодушие, благодарность и бескорыстность. Основная мысль состоит в христианской истине о том, что каждый получит воздаяние за свои поступки.

Сюжет и композиция

В сказке «Счастливый принц» Уайльд использовал много мотивов из сказок Андерсена. Замёрзшая ласточка, которая опоздала улететь на юг, девочка со спичами, которую Уайльд оставляет в живых и делает счастливой, оловянное сердце, напоминающее о любви стойкого оловянного солдатика. Конечно, такое использование мотивов великого сказочника нельзя считать плагиатом. Уайльд модернист, а для этого направления, как и для постмодернизма 20 в., характерна полемика с предшественниками и ссылки на авторитетов в виде скрытых цитат.

Влюбчивая ласточка на семь недель задержалась у реки, уговаривая Тростник полететь с ней. Разочаровавшись в любви, она отправилась вслед за подругами и заночевала у ног статуи Счастливого Принца. Он не мог равнодушно, как при жизни, смотреть на человеческие страдания и уговорил Ласточку раздавать беднякам камни и золото со своей статуи. По закону сказки подробно показан путь только 3 драгоценных камней: рубина из шпаги, доставшегося больному сыну швеи, и редкостных сапфиров, привезённых тысячу лет назад из Индии. Один из них ласточка отнесла умирающему от голода поэту, а другой - девочке со спичками.

Ласточка навсегда осталась со слепым принцем, потому что очень любила его, и раздала всю его позолоту бедным детям, а потом умерла от холода, поцеловав его на прощанье в уста. В ту же секунду лопнуло оловянное сердце принца. Именно это сердце и ласточку принёс ангел Богу как самое ценное, что нашёл в этом городе.

Герои сказки

Как последователь Андерсена, Уайльд, непримиримый борец с ханжеской моралью викторианской эпохи, изобразил общество с присущей писателю ироничностью и даже сарказмом. Городской советник чрезвычайно практичен и сравнивает статую с городским флюгером в пользу флюгера. Профессор эстетики создаёт своеобразную эстетическую теорию, которой, с точки зрения Уайльда, заражено современное общество: в чём нет красоты, в том нет и пользы. Мать приводит в пример ребёнку статую счастливого Принца, который якобы не капризничает. Это тоже ирония, ведь при жизни Счастливый Принц был капризным и избалованным.

Иронизирует и гонимый судьбой горемыка, что Принц – единый счастливец на свете. Учитель математики в приюте для сироток не доволен, что дети видят сны. Так Уайльд показывает равнодушие и жестокость учителей.

Главные герои сказки – Ласточка и Счастливый Принц. Чтобы понять всю глубину их отношений, нужно понять нюансы языка Уайльда. У писателя Ласточка мужского рода, то есть это самец ласточки, а Тростник, в который он был влюблен – женского. В некоторых переводах Тростник – это Тростинка. Но Ласточка в русских переводах остаётся женским началом, то есть отношения Ласточки и Тростинки в некоторых русских переводах слишком фривольные.

Даже помня о нетрадиционной сексуальной ориентации Уайльда, нельзя утверждать, что в сказке для писателя это имело значение. Ведь потом Ласточка мужского пола влюбляется в статую Счастливого Принца. Предполагается, что статуя - это мужское начало.

Так что в русском переводе для детей эти половые подробности сглажены, в нём всё традиционно: любовь легкомысленной Ласточки к ветреному Тростнику была бесплодной, а в результате истинной любви к статуе Счастливого Принца были совершены добрые дела и героические поступки, были спасены души. Уайльд ещё больше усилил духовную сторону отношений, сведя на нет отношения между полами.

Читатель не видит изменений характера и душевного состояния статуи. Ласточка в сказке меняется. Она – символ человека, ищущего любви. Её первая привязанность – к гибкой Тростинке. Любовь основана на физической симпатии. Тростинка кланяется, молчалива, и Ласточка предана ей, несмотря на то, что у Тростинки «ни гроша за душой и куча родственников», Ласточка оставляет Тростинку, после того как убеждается в том, что они духовно далеки друг от друга: Ласточка любит путешествовать, а Тростинка домоседка.

При этом читатель прекрасно понимает, что Ласточка требует от Тростинки невозможного и сама не менее легкомысленна, чем Тростинка.
Кроме того, Ласточка самовлюблённая, она относится к жизни так, как Счастливый Принц относился при жизни: Ласточка ожидает лучшего для себя, она самодовольна и вполне счастлива. Но, в отличие от Принца, ласточка ещё при жизни узнаёт о несчастьях других людей.

Она меняется, учится любви, милости и самопожертвованию. И помогает ей в этом статуя.

Отношения Ласточки со статуей - это отношения истинной любви, божественной любви Агапе, когда любящий готов отдать свою жизнь за другого.

Счастливый Принц жил, подобно Будде, во дворце Сан-Суси (безмятежность) за высокой стеной и не знал ни боли, ни горя, ни страданий. Но, в отличие от Будды, в 30 лет узнавшего всё это и в 35 достигшего просветления, Счастливый Принц так и умер в счастливом неведении. И то, что после смерти он смог увидеть всех несчастных своего города, стоя на высоком месте – милость Божья.

Посмертная жизнь Счастливого Принца в виде статуи, его страдания за других и помощь нуждающимся – искупление его прижизненного равнодушия, так что после своей второй смерти Принц был удостоен чести воздавать Творцу хвалу в Его золотых чертогах.

По писателю: Уальд Оскар