«Золотая роза», анализ повести Паустовского

История создания

Повесть «Золотая роза» была написана в 1955 г., когда Паустовский жил на Рижском взморье. Паустовский получил писательское признание и решил написать повесть о писательском труде. В неё вошли эпизоды из жизни 63-летнего писателя, в том числе и события последних месяцев (например, образ старика в буфете на Рижском взморье из главы «Старик в станционном буфете»).

Впервые повесть напечатана в журнале «Октябрь» в №№ 9,10 за 1955 г., а отдельным изданием вышла в 1956 г.

Паустовский ещё в 1953 г. упоминал, что задумал повесть до войны, но обстоятельства помешали реализации замысла. Книга, кроме того, представляет собой итог преподавательской деятельности писателя в Литературном институте им. Горького, где он вёл семинар прозы на протяжении 10 лет.

В последней главе «Напутствие самому себе» выражает уверенность, что это первая часть, начало книги о писательском труде. Действительно, были созданы отдельные главы о Чехове, Бунине, но вторая книга не была написана.

Литературное направление и жанр

Сам Паустовский определяет жанр произведения как повесть, но это условное определение. Повесть «Золотая роза» — это отдельные главы, объединённые темой писательского творчества. Наиболее близка «Золотая роза» в жанровом отношении к циклу.

Некоторые истории не связаны с биографией рассказчика, например, первая глава о золотой розе, которую мусорщик Шамет сделал из пыли ювелирных мастерских, главы о писателях. Остальные истории повествуют о разных эпизодах из жизни рассказчика, образ которого совпадает с писательской личностью Паустовского. Они не располагаются в хронологическом порядке, что опровергает жанровое определение повести, у которой фабула должна совпадать с сюжетом, то есть эпизоды должны быть расположены последовательно. Например, вторая глава описывает настоящее Паустовского – его жизнь на Рижском взморье, третья и четвёртая повествуют о юношеских стихах и первом рассказе, две следующие литературоведческие (о замысле произведения и его героях), потом глава о встрече героя с пустыней в детстве и воплощении темы пустыни в творчестве. Отдельные главы повествуют о писателях прошлого или современниках.

Сквозной тип речи в произведении – рассуждение в свободной форме, ограниченное тематикой творчества и сопряжённых с ней тем. Это поток свободно перетекающих друг в друга мыслей, ассоциаций, который иногда похож на модернистский приём потока сознания. Конечно, использование этого приёма не свидетельствует о том, что Паустовский принадлежит к модернистскому направлению, хотя его творчеству присущи определённые черты модернизма, а Википедия даже называет Паустовского романтиком (правильнее было бы говорить о неоромантизме, то есть модернизме). Из примет романтизма в повести стремление к недостижимому идеалу, восхищение дальними странами, необыкновенный поэтизм.

Каждый конкретный эпизод повести представляет собой подобие рассказа или новеллы, и многие эпические элементы автобиографичны. Эти рассказы или новеллы тяготеют к реалистическому направлению, они имеют черты очерков, во многих указано точное время и место действия.

Если говорить о жанре отдельных глав, то такой жанровый сплав в одном произведении совершенно уникален, могут соединяться черты автобиографии и исповеди, мемуаров и портретного очерка, бытовой зарисовки, жанровой картинки и пейзажной зарисовки.

Тема, основная мысль и проблематика

Во вступлении Паустовский определяет тему произведения как повесть «о прекрасной сущности писательского труда», «книгу о том, как пишутся книги».

Задача автора – проследить, «как из этих драгоценных пылинок рождается живой поток литературы».

Писатель видит своё предназначение в том, «чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце».

Таким образом, основная мысль повести: писательский труд – это счастье и тяжесть одновременно, это не ремесло и не занятие, а призвание.

Проблемы, поднимающиеся в повести, тоже связаны с писательским трудом. Прежде всего, это проблема писательской совести, которая вынуждает его совершать чудеса и выносить тяжелейшие испытания.

Близка к этой и проблема вдохновения. Это строго рабочее состояние, а не телячий восторг.

Рассматриваются проблемы, связанные с процессом написания произведения: замысел и его воплощение, жизненность героев, роль деталей и подробностей, проблема выбора материала и языковых средств для воплощения замысла.

Сюжет и композиция

Повесть в 200 страниц состоит из двух десятков глав. У неё нет целостного сюжета, зато все эпизоды скреплены единой темой писательского труда, образом рассказчика, который отбирает определённые эпизоды из собственной жизни и тех событий из жизни других людей, которые могут стать материалом для писателя: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца». Эти эпизоды – золотая пыль, из которой Шамет сделал розу счастья.

К некоторым главам Паустовский подбирает эпиграфы, другие напечатаны без эпиграфов. Некоторые главы начинаются с рассуждения, другие – с эпических эпизодов.

Каждая глава имеет свою маленькую тему, которая конкретизирует тему писательского труда. Например, «Надпись на валуне» - глава о долге писателя, «Цветы из стружек» - о жизненности писательского материала, «Молния» - о писательском замысле, «Бунт героя» - о внутренней логике произведения, диктующей сюжет и характеры, «Алмазный язык» - о языке и стиле, «Случай в магазине Альшванга» - о важности знаков препинания, «Как будто пустяки» - о стиле писательской работы», «Старик в станционном буфете» - о важности деталей и подробностей, «Животворящее начало» - о воображении и этапах писания.

Последняя часть книги посвящена секретам творчества некоторых писателей. «Ночной дилижанс» - об Андерсене, который отрёкся от любви ради писательского дара. В главе «Давно задуманная книга» Паустовский касается характерных черт личности и творчества Чехова, Блока, Мопассана, Максима Горького, Гюго, Пришвина, Александра Грина, Багрицкого. Паустовский выбирает в биографии и творческих привычках писателей одну-две детали, которые поразили именно его, были для него открытием.

Герои повести

Главный образ, скрепляющий сюжет – образ рассказчика, который практически совпадает с образом автора, то есть самого писателя. Рассказчик повествует о своем детстве в Киеве, о первой встрече в украинском селе с суховеем из пустыни, о юношеских пышных и нарядных стихах, о первом рассказе, о написании в 1931 г повести «Кара-Бугаз», о том, как автор жил под Рязанью в доме гравёра Пожалостина, о жизни в зимней голодной Ялте, о голодной зиме 1921 г. в Одессе и работе рассказчика в газете «Моряк», о жизни рассказчика на Рижском взморье .

Героями повести стали писатели – современники Паустовского, с которыми он дружил, приятельствовал или был знаком, чью работу он наблюдал: Гайдар, Федин, Блок, Максим Горький, Пришвин, Багрицкий, Александр Грин. Герои также писатели прошлого: Андерсен, Золя, Мопассан, Чехов, Толстой, Гюго… Личность каждого из них переосмысливается писателем, который интерпретирует события по-своему. Так Андерсен, с точки зрения Паустовского, сознательно отказался от любви и семьи ради творчества, Мопассан умирал в муках, якобы искупая вину за разбитую жизнь влюблённой в него поклонницы.

Каждый упомянутый в повести герой – действительно выдающийся человек. Таков Шамет, совершивший невозможное, писатель-мученик Мультатули, добивающийся для яванцев свободы от голландцев, старик из буфета на Рижском заливе, стыдящий голодную собаку за попрошайничество.

Трогательно-величественны Иоська и Христя, которые ради любви пренебрегли общественным мнением и поплатились за это жизнью или рассудком.

Художественное своеобразие

В основе повести лежит метафора о золотой розе. Каждая история автора, а они не ограничиваются количеством глав, - это золотая крупинка, найденная в жизненном мусоре, как Шамет находил золотые крупинки в мусоре ювелирных мастерских.

Разнородные сюжеты скрепляются образом автора, который развивает заданную тему согласно собственной писательской логике.

Уникальность повести ещё и в том, что читатель может прочитать о создании уже существующих, изданных произведений. Таково, например, повествование о создании рассказа «Телеграмма» (глава «Зарубки на сердце»). Читатель может проанализировать, каким материалом воспользовался Паустовский для описания одиночества дочери гравёра Пожалостина, порассуждать, например, почему в «Телеграмму» не вошли такие подробности, как бальное платье, в котором хоронили старушку Катерину Ивановну.

По произведению: 

По писателю: Паустовский Константин Георгиевич