«Афродита», анализ рассказа Платонова

История создания

Рассказ «Афродита» был написан в конце войны, в 1944 или 1945 гг., и опубликован в журнале «Сельская молодёжь» № 9 за 1962 г. Его главный герой, полковник Назар Иванович Фомин, некоторыми чертами биографии напоминает Платонова. Он строит плотину и электростанцию, а Платонов в 1921 г. написал брошюру «Электрификация», в 1924 г. создал проекты по гидрофикации края, работал гидрологом, гидротехником. Близок Платонову и внутренний мир героя. Назар Фомин высказывает сокровенные мысли писателя, его жизненное кредо и философию.

Литературное направление и жанр

Рассказ написан в традициях реализма 19 века. Психология героя и его мировоззрение сформированы его жизнью, социальными обстоятельствами. Герой верит в социалистические идеалы, именно они подпитывают дух героя, чтобы он не истощился «в безнадёжности или в унынии».

Рассказ можно отнести к жанровой разновидности психологического. В рассказе показано, как миф главного героя сформировался и движет его жизнью. Произведение содержит элементы жития, трудовая деятельность героя называется «деянием его жизни». Герой живёт и действует не сам по себе, а ведомый «большой рукой» партии, которая одновременно жёсткая и тёплая. Таким образом, Бог для героя заменяется партией, а социалистическая идея одухотворяется.

Тема и проблематика

Тема рассказа – поиск счастья и нравственные искания влюблённого Фомина.

Основная мысль состоит в том, что счастье не может быть «для одного себя», как и любовь не может быть эгоистичной. Жизнь – это труд и подвиг человека.

В рассказе поднимаются философские и нравственные проблемы истинной любви, поиска смысла жизни, человеческого долга, бремени человечества, проблема связи человека с природой и вообще связи всего сущего в мире.

Важны также проблемы, связанные с войной: проблема разлуки с близкими и пропавших без вести, к которым никогда не дойдут письма.

Сюжет и композиция

Композиция рассказа ретроспективная. В произведении чередуются повествование о том, как Назар Фомин в результате военных действий оказался в городе, где прошли его детство и юность, а также воспоминания о детстве, юности, знакомстве с будущей женой и жизни с ней, учёбе и работе. Кроме эпического повествования, рассказ содержит размышления героя о смысле жизни, поток сознания, раскрывающий внутренний мир Назара, его цели и ценности, его представления о единстве всего сущего.

Рассказ начинается четвёртым годом войны. Назар Фомин потерял след своей жены Афродиты. Пока он был на войне, она «исчезла среди народа, отходившего от немцев на восток». Фомин всю войну пишет пропавшей жене письма в бюро эвакуированных в Бугуруслан. Эти события – обрамление для ретроспективных воспоминаний Назара Фомина.

Назар вспоминает, как 20 лет назад познакомился с будущей супругой, которую назвал Афродитой, как прошли его детство и юность, годы учёбы и годы трудового подвига. Рассказ заканчивается пронзительным письмом героя к жене, в котором он мечтает о встрече с ней и надеждой на рождение детей».

Герои и образы

Назар Фомин – командир полка, который за всю войну не получал писем ни от жены, ни от родных. Сам он каждую свободную минуту пишет письма жене, направляя их в справочное бюро эвакуированных в Бугуруслан.

Фомин настолько любит свою пропавшую жену, что даже умудряется быть счастливым воспоминаниями о ней. Он всё время находится в поиске счастья, даже вопреки войне, хотя счастье его «иное, чем прежний мирный труд».

Отец Фомина был мастером литейного завода и рано умер, мать вышла замуж вторично и уехала в Казань. Фомин окончил училище в Ростове-на-Дону, заведовал сельским огнестойким строительством в районе, потом был заместителем председателя поселкового Совета.

Работа для Фомина – не служба, а смысл существования, а Афродита – душевный покой. Главным делом Фомина становится постройка в слободе электростанции, для которой крестьяне работают добровольно и собирают недостающие деньги на строительство. После того как через 7 дней электростанция сгорела из-за поджога, Назар восстановил её за 2 года при поддержке крестьян.

Важнейшая составляющая рассказа – мировоззрение Фомина, которое становится его религией и держит его на свете, делает счастливым. Во-первых, это идея о том, что «в природе есть общее хозяйство», так что живые и мёртвые, природа и человек неразрывно связаны. Во-вторых, «вера в смысл жизни рабочего класса», позволившая Фомину приникнуть «к народу и через него к природе и миру, к прошлому времени и будущей надежде».

Важнейший образ философии Фомина – одухотворение всего тварного мира, наполнение его ясным смыслом, индивидуальность каждой травинки, которая живёт и из любви тянется к солнцу. Любовь как движущая сила любой жизни – лейтмотив творчества Платонова.

Фомин живёт насыщенной жизнью души. Простое видение молодости становится его надеждой и руководством к действию. Он увидел уходящий за горизонт парусник «под сияющим светло-золотым небом» и уподобил его Советской России, «уходящей в даль мира и времени».

Фомин – человек добрый и светлый, оправдывающий «сумрак, затеняющий человеческое сердце» и считающий его не вечной тьмой, а туманом перед рассветом.

Афродита – жена Назара Наталья Владимировна. Муж называет её как древнегреческую богиню любви и красоты, вышедшую из морской пены. Афродита полковника Фомина отразилась в пене пивного бокала.

Это неполное сходство двух Афродит приводит к тому, что Афродита жена Фомина превращается в пародийную богиню любви. Она не только не умеет любить, оставляя Фомина ради другого, но и не умеет анализировать свои чувства и отвечать за поступки.

Назар Фомин, в отличие от жены, пытается понять не только себя, но и её. Он видит, что Афродита «жалка в своей привязанности к радости и наслаждению, которые были сильнее её воли, её верности».

Фомин рассуждает об Афродите как о женщине молодой, смышлёной и уживчивой. Позже читатель узнаёт, что супруги прожили вместе 20 лет с перерывом на 2,5 года, когда Афродита уходила к другому.

Неверность второго мужа оскорбляет Афродиту, и она возвращается к первому мужу, как будто раскаявшись в том, что желала только радоваться жизни, «не знать ни долга, ни обязанностей».

Легкомысленной Афродите противопоставлена крестьянская девушка Евдокия Ремейко, которая нее только отдала приданое на постройку электростанции и принимала активное участие в её строительстве, но и уговорила крестьян восстанавливать сгоревшую станцию. Фомин даже не решается поцеловать девушку, хотя именно она могла бы быть ему хорошей женой и единомышленницей.

В рассказе воспеваются строители электростанции, слободские жители-крестьяне, проявили героизм, «строя новый мир на земле», работали «добровольно сверх своего хлебного труда на полях».

Художественное своеобразие

Платонов создаёт образ войны как гибели для всего живого. Эта мысль автора воплощается в метафорах: «Истоптанные машинами хлебные нивы, израненная траншеями земля, срытые ударами огня поселения людей».

Война олицетворяется, она уподобляется земледельцу, чья пахота сеет в землю не для прорастания, а для вечного забвения: трупы злодеев и плоть наших солдат, «посмертно стерегущих в земле павшего неприятеля».

Щемящее чувство у читателя вызывает образ сгоревшего дома героя и спиленного умершего тополя, под которым играл Назар в младенчестве. Над этим кладбищем судеб веет «посмертный ветер».

Образ умерших машин электростанции вызывает у Фомина слёзы, потому что они подобны погибшим людям.

Философский рассказ содержит афоризмы, которые являются жизненным кредо автора: «И счастье должно изменяться, чтобы сохраниться», «Всё действительно возвышенное рождается из житейской нужды».

По произведению: 

По писателю: Платонов Андрей Платонович