«Эльдорадо», анализ стихотворения Эдгара По

История создания

Стихотворение «Эльдорадо» Эдгар По написал в последний год жизни. Оно было опубликовано в журнале «The Flag of Our Union». Стихотворение переводили известные символисты, Бальмонт и Брюсов.

Литературное направление и жанр

Стихотворение «Эльдорадо» - типичный образчик романтической лирики. В нём использованы средневековые образы, философская антитеза жизни и смерти, положенная в основу сюжета. Идеал столь же прекрасный, сколь и недосягаемый в это мире, при этой жизни. По жанру это стихотворение ближе к философской лирике под обманчивой маской сюжетной баллады.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения типична для романтизма: поиск в жизни идеала, который в этом мире заведомо найти невозможно.

Оригинальность идеи состоит в том, что путь человека не прекращается со смертью, потому что смерть – это тоже путь. Это подвиг рыцаря, которому предстоит и в вечной жизни подвиг, борьба и путь через ад к Эльдорадо. Это стихотворение - призыв никогда не останавливаться на пути к цели.

Стихотворение состоит из четырёх строф. Каждая из строф описывает определённый этап в жизни рыцаря. Этот символический этап соотносится с физическим состоянием рыцаря, но символизирует состояние души героя.

В первой строфе рыцарь бодр и молод, красив. Во второй рыцарь старый и уставший, но не оставивший своих поисков. Третья строфа описывает разговор рыцаря в последний свой день с призраком (тенью из ада). В четвёртой строфе эта тень указала герою путь к волшебному краю.

Тропы и образы

Основной приём в стихотворении – символы, которыми насыщено стихотворение. Стихотворение – краткая формула человеческой жизни и смерти. Но не всякого человека, а рыцаря в душе – храброго, искреннего, целеустремлённого, не дающего угаснуть идеалу в его душе. Эльдорадо символизирует этот идеал.

Тень в стихотворении – символ жизненного опыта, возможно, всего человечества. Во многих религиях описывается мистическая встреча человека перед смертью со своим двойником, чёрным человеком, альтер эго, знающим истину. Это напоминает проводника Данте Вергилия, который через все круги ада и чистилища провёл поэта в рай (страну Эльдорадо).

Не всякий человек может выпытать у этого мирового опыта новую мысль. Рыцарь – человек выдающийся. Ответ поражает и его, и читателя: не думай, что прожил жизнь зря и ничего не достиг, потому что и в смерти ты продолжишь свою борьбу и обязательно обретёшь свой идеал, если будешь искать.

Эпитеты в стихотворении постоянные: лихой конь, волшебный край, чудесный край. Если в первой строфе парчовый наряд, песня символизируют внешнюю красоту и здоровье рыцаря, то во второй строфе его старость и усталость передаются с помощью метафор: он поседел под ношею лет, его душа охладела. Путь рыцаря, указанный адской тенью, Эдгар По не берётся описать земными образами. И склоны чёрных (узорных) лунных гор в мертвенной долине ада, и тьма, мгла без дна – это только символ препятствий, ожидающих человека и после смерти на пути к идеалу.

Рыцарь, бодро скачущий в первой строфе и постепенно замирающий без движения к третьей, снова должен скакать, причём тень не обещает обязательной встречи с волшебной страной. Рыцарь оказывается за гранью реальности, скачка по лунным горам или долиной ада свидетельствует об открывшихся сверхъестественных возможностях.

Размер и рифмовка

Ритмический рисунок стиха и рифмы очень сложны. В стихотворении рифмуются первая и вторая, четвёртая и пятая, третья и шестая сточки. Короткие строчки имеют мужскую рифму. А длинные - женскую. Третья и шестая строчки в строфе трёхстопные, остальные двустопные. Стихотворение написано дольником. Его ритм одновременно похож и на топот копыт (короткие строчки), и на экзальтированную, похожую на песню речь, что достигается чередованием длинных и коротких строк.

По писателю: По Эдгар Алан