«Очки», анализ рассказа Эдгара По

История создания

Новелла Эдгара По «Очки» была опубликована в 1844 г. в нью-йоркской газете «Dollar Newspaper». 35-летний писатель находится на пике творчества, но переживает тяжёлые финансовые времена и тревожится из-за болезни жены.

Литературное направление и жанр

Новеллу относят к жанру комических, юмористических произведений. Осмеянию подвергается внешний романтический антураж. Герой готов видеть прекрасное во всём, что его окружает. Он не носит очков, из-за этого видит мир как будто через розовые очки. Прежде всего, юноша любуется женской красотой и находит её в 82-летней старухе. Смутные очертания перед глазами слабовидящего рождают романтический образ красавицы, созданный воображением. Это своеобразное столкновение реальности и романтического мироощущения.

Сюжет и композиция

Новелла написана от первого лица. Она начинается с романтических рассуждений юноши по имени Наполеон Бонапарт о магнетической природе чувств, которые зажигаются в сердце, как электрическая искра. Всё дальнейшее повествование служит опровержением этой теории романтиков. Таким образом, рассказ – пародия на моду на романтическое. После длинной экспозиции, из которой читатель узнаёт родословную героя до четвёртого колена и знакомится с его внешними и внутренними достоинствами, Симпсон переходит к описанию событий, которые начались в театре. Слабовидящий Симпсон увидел в ложе прекрасную даму в сопровождении юной спутницы. «Неумолимые законы приличия» не позволяют ему ни приблизиться к ней, ни познакомиться с ней. Друг Толбот обещает представить героя даме и рассказывает, что это богатая вдова Лаланд, приехавшая из Парижа, Но Толбот внезапно уезжает.

Симпсон хочет встретиться с возлюбленной, которой он поклонился в театре, а она кивнула ему утвердительно. Он много раз нарушает принятые в обществе номы: следит за каретой и узнаёт адрес возлюбленной, пишет страстное письмо с предложением руки и сердца, проникает в парк, чтобы побеседовать с возлюбленной.

Во время объяснения Эжени призналась, что она несколько старше, и подарила юноше медальон с портретом, на котором было написано, что это Эжени в возрасте 27 лет. 21-летнего Симпсона не остановила разница в возрасте. Он провёл вечер сред гостей в особняке возлюбленной и услышал её пение, правда, из другой комнаты и «был лишён удовольствия смотреть на певицу». В откровенном разговоре Эжени согласилась венчаться прямо завтра, если её муж наденет подаренные ею очки.

На следующую ночь, тайно обвенчавшись, супруги отправились в путешествие. Утром юноша, как обещал, надел очки и увидел, что его возлюбленная – старуха, да ещё и выяснил, что она – его прапрабабка.

Эта история оказалась розыгрышем, который подстроили друг Симпсона Толбот и старушка, чтобы проучить его, а лорнет она подарила в назидание, чтобы «добавить соли к насмешке».

Развязка в новелле счастливая: герой женился на сосватанной ему юной спутнице прабабки парижанке Стефани Лаланд и стал наследником своей пожилой родственницы.

Если в рассуждениях экспозиции герой намеревался доказать истину, что «лучшие и самые прочные из душевных цепей куются с одного взгляда», то финал как раз опровергает этот первоначальный тезис. Впрочем, проблема героя в том, что первого взгляда не было из-за слабого зрения. Метафора «любовь с первого взгляда» разрушается. Слово «взгляд» приобретает прямое значение и становится понятным, что любовь требует взгляда пристального.

Герои новеллы

Главный герой новеллы – 21-летний юноша по фамилии Симпсон. Эта обычная фамилия досталась ему вместе с наследством. В сочетании с именем Наполеон Бонапарт она вызывает улыбку. Имя выбрано писателем не случайно, ведь Наполеон – любимый герой романтиков. И если вначале герой новеллы чувствует себя романтическим героем Наполеоном, то в конце превращается в обывателя Симпсона, который навсегда отказался от моды на романтическое – любовных писем и романтической внешности, с которой не сочетаются очки.

История с очками помогает Симпсону отказаться от модного, наносного. Главный герой до начала истории слишком много внимания уделяет своей внешности, которой очень доволен. Он действительно соответствует романтическому идеалу: «молод и красив», хорошо сложён, высок, с тёмными кудрявыми волосами, носом правильной формы, с большими серыми глазами. Очки или монокль герой потому и отвергает, что они в его модный идеал не вписываются, безобразят молодое лицо. Чопорное, ханжеское, старообразное выражение в очках или жеманность и фатоватость монокля разрушают романтический образ.

Симпсон строит свою жизнь по схеме жизни романтического героя. Он влюбляется с первого взгляда, называя смутный женский силуэт прекраснейшей из женщин с божественной фигурой и дивными пропорциями, воплощённой грацией и идеалом самых пылких и безумных мечтаний.

Герой честно признаётся, что «всегда был пылким поклонником женщин». Его дальнейшее поведение показывает, что он хорошо знает свою натуру, характеризует себя как человека горячего, опрометчивого и восторженного. Тем не менее, Симпсон не теряет головы ради призрачных идеалов, о чём свидетельствует его согласие на смену фамилии ради наследства.

Симпсон вообще очень точно описывает свои чувства и четы характера, он отдаёт себе отчёт, что оказался «в любовном угаре», что потерял рассудок от избытка чувств.

Герой сосредоточен на себе и своих переживаниях. Возлюбленная - только предмет, на который направлено его самовыражение. Именно поэтому рассказ Симпсона Эжени о его недостатках, включающий настоящие и предполагаемые болезни, вызывает улыбку.

Эжени читатель видит в истинном свете уже в момент кульминации, когда герой надевает очки.

По произведению: 

По писателю: По Эдгар Алан