«Колодец и маятник», краткое содержание новеллы Эдгара По

Повествование ведется от первого лица. Главный герой – заключенный в Толедо, измученный пытками инквизиторов. Наконец, он слышит приговор, который оказывается неутешительным, – его ждет смертная казнь. После оглашения приговора узник приходит в себя в некоем помещении. Он лежит на спине, руки свободны от пут. Открыв глаза, заключенный понимает, что окружен кромешной тьмой. Несмотря на сложное положение, он пытается рассуждать. По его мнению, это загадочное место – точно не камера смертников. Дело в том, что в темницах Толедо в камеры проникает тусклый свет. Вдруг в голову приговоренного к смерти приходит ужасная догадка, от которой он вновь на короткое время теряет сознание. Очнувшись, заключенный поднимается на ноги и начинает ощупывать пространство вокруг себя. Больше всего узник боится наткнуться на стены склепа, но этого не происходит. Теперь он полагает, что на его долю выпала не самая злая участь.

Тем не менее мысль о способе и часе собственной смерти мучает заключенного. Герой вспоминает о тех ужасных слухах, которые ему доводилось слышать о тюрьмах Толедо. Вскоре его вытянутые руки натыкаются на препятствие. Им оказывается гладкая, склизкая и холодная стена. Он принимает решение пойти вдоль нее. Чтобы определить размеры темницы, заключенный отрывает от своего балахона из мешковины кусок ткани и кладет ее к стене. По мнению узника, ему нужно идти вдоль стены, и рано или поздно он вновь наткнется на оставленную ткань. Совершить задуманное заключенному не удается из-за бессилия. Довольно быстро героя одолевает сон.

Когда узник просыпается, то находит рядом с собой хлеб и кувшин с водой. Подкрепившись, он возвращается к реализации своего плана. Ему удается определить, что он находится в тюрьме окружностью в пятьдесят ярдов. Спустя некоторое время заключенный едва не падает в глубокий колодец посреди камеры. Герой понимает, что вместо смерти «в чудовищных муках телесных» ему приготовили смерть в ужаснейших мучениях нравственных». Он отползает к стене, стараясь быть подальше от колодца, и по прошествии долгих часов засыпает.

Проснувшись, заключенный снова обнаруживает воду и хлеб. Благодаря «робкому зеленоватому свету» узнику удается рассмотреть темницу. Он понимает, что ошибся в расчетах, когда измерял ее. Протяженность стены оказалась не более двадцати пяти ярдов. Тюрьма была квадратной и представляла собой подобие металлического мешка, поверхность которого покрывали «мерзкие, гнусные рисунки». Все это герой смог разглядеть с трудом. Дело в том, что его положение изменилось: узника уложили на низкую деревянную раму, крепко привязав к ней длинным ремнем. Рядом с собой заключенный обнаруживает миску с остро приправленным мясом, при этом вода отсутствует. Так как его мучает жажда, он не ест.

Посмотрев наверх, герой замечает медленно качающийся маятник, но не придает ему особого значения. Узник слышит шум и видит, как по полу бегут крысы, привлеченные запахом мяса. С трудом он отгоняет их. Спустя полчаса или час заключенный вновь смотрит наверх и понимает, что маятник стал качаться с большим размахом и скоростью. Впрочем, это не самое страшное. Оказывается, маятник представляет собой острый стальной серп. Только тогда герой осознает, какую ужасную казнь выбрали для него инквизиторы.

Через несколько мучительных дней узник придумывает, как освободиться от ремня. Он натирает его последними остатками пахучего острого мяса, тем самым привлекая крыс, которые перегрызают путы. В тот момент, когда маятник уже касается груди, заключенный обретает свободу. Сразу же «адская машина» перестает качаться, после чего «незримые силы уносят ее сквозь потолок». Так заключенный понимает, что за ним внимательно следят. Тем временем тюрьма постепенно «наполняется удушливым жаром», а ее стены начинают сжиматься. Несчастный узник становится все ближе и ближе к колодцу. Неожиданно приходит спасение. Генерал Лассаль буквально в последнюю секунду успевает схватить героя за руку. Оказалось, в Толедо вошли французские войска, и безжалостные инквизиторы теперь в их власти.

По произведению: 

По писателю: По Эдгар Алан