«Колодец и маятник», анализ новеллы Эдгара По

«Колодец и маятник» - один из самых известных рассказов американского писателя Эдгара Аллана По. Первая публикация произведения относится к 1842 году. Оно было напечатано в литературном ежегоднике The Gift: A Christmas and New Year's Present for 1843. В качестве источников вдохновения По традиционно указывают несколько. Среди них – рассказ «Железный саван» Уильяма Мадфорда, написанный в 1830 году. В нем фигурирует заключенный, стены тюрьмы которого постепенно сужаются, а потолок опускается. Также считается, что По мог вдохновляться «Историей испанской инквизиции» Льоренте, впервые опубликованной в Париже в 1817 году.

При написании «Колодца и маятника» По следовал модели, которой часто пользовались авторы английского журнала «Блэквуд». Как правило, их истории фокусировались на случайных событиях или личной мести как источнике ужаса. Формулу таких рассказов По высмеял в двух новеллах – «Трагическое положение» и «Как писать рассказ для “Блэквуда”».

Действие «Колодца и маятника» происходит в 1808 году, в Толедо, но историческая достоверность, по-видимому, не слишком интересовала По. В это время испанская инквизиция уже не имела реальной силы и не обладала правом самостоятельно выносить приговоры. Сомнительно и то, что в действительности существовали пытки, подобные описанным в рассказе.

Произведению предпослан эпиграф, играющий важную роль. Он не только погружает читателей в определенное эмоциональное состояние, но и дает надежду на счастливый финал. Повествование ведется от первого лица. Главный герой рассказа – человек, которому инквизиция вынесла смертный приговор. Доминанта новеллы – состояние ужаса, испытываемое им перед лицом смерти. Герой «Колодца и маятника» ценит жизнь. До последнего момента он не отказывается от борьбы, старается логически мыслить, чтобы избежать гибели. Трижды ему удается обмануть смерть. Сперва он чудом не падает в колодец. Затем освобождается от ремней, когда лезвие маятника уже касается его тела и приносит боль. В финале к нему на помощь приходит генерал Лассаль.

Для произведений По характерна театральность. В «Колодце и маятнике» перед заключенным фактически разыгрывается средневековая мистерия о наказании грешника. Герой упоминает, что маятник качается со «скрежетом преисподней». При этом в руке его держит нарисованная Смерть – аллегорическая фигура Времени, которая выступает в качестве символа карающей длани небес. Ближе к финалу новеллы темница и вовсе начинает напоминать ад: раскаленное железо, «бесовские взоры», сверкающие «мрачным огнем», удушливый жар, наполнивший помещение. Что касается колодца, то он в произведении выполняет роль адской бездны. Смерти в нем главный герой боится больше всего: «Смерть, – думал я, – любая смерть, только бы не в колодце!».

В отличие от многих произведений По в «Колодце и маятнике» нет сверхъестественных элементов. Страх внушается читателям благодаря сосредоточенности на чувствах главного героя. Особенно сильное впечатление производит сцена, в которой крысы грызут ремень, натертый остатками мяса: «Они теснились, толкались, они толпились на моем теле, все вырастая в числе. Они метались по моему горлу; их холодные пасти тыкались в мои губы; они чуть не удушили меня. Омерзение, которого не передать никакими словами, мучило меня, леденило тяжким, липким ужасом».

Рассказ «Колодец и маятник» не раз вдохновлял кинематографистов. Лучшей экранизацией по сей день считается фильм Роджера Кормана, вышедший в 1961 году. Главные роли в картине сыграли настоящие звезды хорроров – Винсент Прайс и Барбара Стил. В ленте хорошо передана присущая произведениям По особая атмосфера, при этом непосредственно к новелле имеет отношение только финальная часть фильма.

По произведению: 

По писателю: По Эдгар Алан