«Узница», сочинение по стихотворению Полонского

Стихотворение «Узница» Я. П. Полонского было впервые опубликовано в 1878 году в журнале «Вестник Европы». Правда, без заглавия, от которого пришлось отказаться по цензурным соображениям. Несмотря на то, что произведение появилось в легальной печати, оно разошлось в большом количестве списков. До сих пор точно неизвестно, кто адресат «Узницы». Пожалуй, наиболее часто встречается информация о том, что стихотворение представляет собой отклик на процесс Веры Засулич. Кроме того, адресатом называют Софью Перовскую. Есть и еще одна версия: Полонский вдохновлялся «Процессом пятидесяти» – судебным делом революционеров-народников, разбиравшемся в 1877 году. Что касается образа узницы, то он основан среди прочего на истории Лидии Фингер, которую в итоге суд признал виновной и приговорил в том числе к пятилетним каторжным работам на заводах. Чуть позже Правительствующий Сенат изменил наказание на ссылку в Иркутскую губернию.

«Узница» относится к гражданской линии в творчестве Полонского. Причем в стихотворении явно чувствуется влияние «некрасовской школы». Полонский никогда не принадлежал к радикальным общественным движениям своего времени. Несмотря на это, он относился к ним с очевидным сочувствием. И «Узница» служит прекрасным тому примером. Лирический герой стихотворения сопереживает молодой женщине, оказавшейся в «душной тюрьме», «без надежд впереди». Фактически она не имеет к нему никакого отношения, так как не приходится ему ни женой, ни любовницей, ни дочерью. Тем не менее, «ее доля проклятая» лишает его ночного сна. Чтобы читатель мог ясно представить обстановку, в которой находится девушка, Полонский прибегает к ярким бытовым деталям, упоминая «койку в сырой полутьме», «окно за решеткою». Портрет узницы характеризуется суровой точностью. Перед читателями предстает бледная измученная женщина, в чьих «лихорадочно-знойных» глазах не осталось ни мыслей, ни слез, чьи темные тяжелые волосы свисают с койки едва ли не до полу. Произведение отличает кольцевая композиция: первые четыре строчки повторяются в финале, что подчеркивает, насколько сильны переживания лирического героя.

Творчество Полонского нередко служило источником вдохновения для выдающихся русских композиторов. В их числе – Даргомыжский, Рахманинов, Чайковский, Танеев. Последний положил на музыку стихотворение «Узница». Получившийся романс в свое время был весьма популярен, его даже цитирует Остап Бендер – главный герой романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».

По писателю: Полонский Яков Петрович