«Посмотри, какая мгла…», сочинение по стихотворению Полонского

Стихотворение.Я. П. Полонского «Посмотри, какая мгла…», которое можно отнести к пейзажной лирике с элементами философской, было написано в 1844 году. Оно вошло в состав сборника «Гаммы», опубликованного тогда же. Произведение можно условно разделить на две части. В первых пяти строках лирический герой восхищается ночным пейзажем. Во втором пятистишии его настроение меняется на задумчиво-грустное.

Ночь – время, когда особенно остро чувствуется одиночество. Кроме того, в темноте пейзажи выглядят более таинственными, возможно, даже в чем-то мистическими. Стихотворение начинается с обращения к некоему собеседнику. При этом возникает стойкое ощущение, что рядом с лирическим героем никого нет. Тем не менее, его настолько переполняют мысли и эмоции, что он не может не поделиться ими. Вместе с тем чувствуется, насколько ему одиноко. Во второй части стихотворения перед читателями предстает месяц, который «без приюта в небе ходит». Естественно, появляется он здесь неслучайно. Его образ – отражение душевного состояния лирического героя.

Значительная роль в произведении отведена олицетворяющему эпитету «сонный». Не в последнюю очередь именно благодаря ему Полонскому удается нарисовать статичную картину. В целом мотив сна занимает особое место в творчестве поэта, из-за чего нередко у него встречаются описания именно ночной природы. Важная характеристика пейзажа, созданного Полонским, – космизм, переданный через композицию. Лирический герой любуется пейзажем, занимая некое возвышенное положение. Его взгляд сперва направлен вниз, в глубину долин, затем устремляется вверх, в небеса. Таким образом Полонский задает вертикаль, соединяющую два мира – земной и небесный. Космизм, а также чувство радости, смешанное с грустью и задумчивостью, объединяют стихотворение «Посмотри, какая мгла…» с двумя лермонтовскими произведениями – «Выхожу один я на дорогу…» и «Из Гете».

В начале XX столетия творчество Полонского послужило источником вдохновения для композитора С. И. Танеева. В 1909 году он представил на суд публики цикл «Двенадцать хоров a capella для смешанных голосов ор. 27», считающийся вершиной его хорового письма и написанный специально для хора Пречистенских курсов для рабочих в Москве. Цикл включает в себя три тетради. Первая – самая простая в плане исполнительской сложности. В нее Танеев включил четырехголосную пьесу «Посмотри, какая мгла…».

По писателю: Полонский Яков Петрович