«Не пой, красавица, при мне», анализ стихотворения Пушкина

Краткая история создания

Стихотворение написано Пушкиным в 1928 году, летом. В это время поэт жил в Москве. Однажды, находясь в гостях, он услышал грузинскую песню, которую исполняла Анна Оленина. Пушкин вспомнил далёкое время своего первого путешествия по Кавказу. Вспомнил горы, море, степь, кавказскую ночь и девушку, когда-то очень нравившуюся ему. Под влиянием воспоминаний, музыки, личных переживаний и проблем перо поэта легко и быстро начертало удивительно чистое и нежное стихотворение, которое впоследствии стало романсом.

Тема и основной смысл стихотворения

В стихотворении поэт затрагивает тему памяти. Ушедшей давно, но появившейся вновь. Услышав грузинскую мелодию, Александр Сергеевич вновь возвращает память в то время, где он был по-своему счастлив: восторжен и наполнен надеждой и юношеской мечтой. Читателю между строк преподаётся урок внимательного и бережного отношения к ушедшему времени. Противоречивость воспоминаний проходит через стихотворение очень полно. С одной стороны, Пушкин не хочет, чтобы при нём пели песни, от которых волнуется душа. А с другой, ему сладостны звуки милого и такого давнего прошлого. Стихотворение воспитывает в читателе глубокое уважение к тому, что ушло, но осталось жить в уголках памяти. Тематику стихотворения можно назвать любовно-философской.

Сюжет стихотворения

Сюжет прост и слегка загадочен. В нём есть событийные образы. Есть место, где исполняется песня. Есть человек, к которому обращаются с просьбой. Автор просит красавицу не исполнять грузинские песни. Их он называет жестокими. Поэт аргументирует своё желание тем, что музыка неоднозначно будоражит в нём забытые воспоминания о Кавказе. Мы узнаём о какой-то о бедной, роковой деве. Почему она бедная? Почему роковая? Что с ней случилось в ту далёкую пору? Какое место возле неё занимал поэт? Читатель может только догадываться об истинном положении вещей. Есть в «Не пой, красавица, при мне» и образы чувств: сожаление, нежность, тоска, печаль, любовь.

Композиция стихотворения

Стихотворение начинается и заканчивается одним и тем же четверостишием. Этот композиционный приём подчёркивает глубину сердечных переживаний автора. Стихотворение написано четырёхстопным (те-бЯ-у-вИ-дев-зА-бы-вА-ю) ямбом. Ударение падает на чётные слоги. Рифма перекрёстная. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строчки. Женская рифма (забываю-воображаю) чередуется с мужской (роковой-мной).

Употребление тропов

Изящность стихотворению придают тропы:

Образ лирического героя

Лирический герой — конкретный человечеческий образ. О нём мы можем сказать следующее: влюблённый мужчина с романтической, пылкой душой, наделённой воображением и душевностью. И это может быть не обязательно сам Пушкин. Любой молодой человек может испытать такие же чувства. Образ лирического героя — собирательный, хотя и имеет в стихотворении личностный оттенок. Есть в стихотворении и лирические «героини» — девушка из прошлого, и девушка, исполняющая песню. По всему стихотворению красной нитью проходят образы природы, любви, тоски, грусти и сожаления.

Род и жанр стихотворения

Относится к одному из трёх родов литературных произведений — лирике. Жанровой его особенностью является то, что его можно отнести и к посланию (обращение к красавице), и к элегии (грустное раздумье), и к романсу (легко положено на музыку Глинки).

По произведению: 

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич