Художественный анализ 91 сонета Уильяма Шекспира

Девяносто первый сонет Уильяма Шекспира входит в тематическую группу сонетов, адресованных другу, к подгруппе стихотворений, отражающих соперничество и ревность к другим поэтам.

Произведение имеет двунаправленный характер. С одной стороны девяносто первый сонет является прямым воспеванием любви, как высшей формы человеческого богатства; с другой – учитывая его адресата (покровителя английского драматурга – третьего графа Саутгемптона, Генри Ризли), он может быть рассмотрен и с позиции иронического подтекста, время от времени проявляющегося в сонетах Шекспира.

Первый катрен в форме перечисления даёт список материальных ценностей, жизненно важных для большинства людей. К их числу, по мнению Шекспира, относятся:

Второй катрен утверждает важность одного особого пристрастия для каждого человека и на уровне лирического героя создаёт противопоставление материального и духовного. Своё счастье поэт мыслит как особенное – отличное от всех остальных и лучшее по сравнению с ними.

Третий катрен продолжает идею противопоставления. В нём лирический герой полностью сосредотачивается на своих чувствах и высказывает мысль о ценности дружеской любви, которая важнее:

«Сонетный ключ» (заключительное двустишие произведения) прямо говорит о том, что всё, чем владеет поэт, заключается в друге. Именно во власти последнего находятся все те ценности, которые делают лирического героя богатым, то есть счастливым. Следуя контексту, можно предположить, что речь идёт только о дружбе, но, если учесть реальную подоплёку отношений между Шекспиром и графом Саутгемптоном, то вполне логичным представляется и иная трактовка лирического финала: в руках единственного покровителя поэта действительно находится всё, чем он владеет или может владеть в материальном эквиваленте.

По писателю: Шекспир Уильям