«Неупиваемая Чаша», анализ повести Шмелева

Иван Сергеевич Шмелев изначально отнесся негативно к Октябрьской революции. В 1918 году он отправился вместе с семьей на Крымский полуостров, купив домик в Алуште. Там и была написана повесть «Неупиваемая Чаша», рассказывающая о судьбе крепостного художника. Шмелев работал над ней в том же 1918 году, причем в очень сложных условиях. О создании повести он рассказал в одном из писем. Согласно воспоминаниям Шмелева, писать ему приходилось при фитиле из тряпок, горевшем на постном масле, в холодной комнате, из книг под рукой имелось только Евангелие. «Как-то неожиданно написалось. Тяжелое было время. Должно быть, надо было как-то покрыть эту тяжесть. Бог помог».

Первая публикация повести относится к 1919 году. Ее напечатали в сборнике «Отчизна», вышедшем в Симферополе. Потом «Неупиваемую Чашу» издавали в Европе, переведя на несколько европейских языков. В предисловии к нью-йоркскому изданию, увидевшему свет в 1928 году, Шмелев написал, что посвящает повесть «не только русской, но и всей молодежи, для которой небо еще не померкло, и которая не потеряла идеал прекрасного и чистого в человеке».

Александр Солженицын писал о «Неупиваемой Чаше»: «История о помещиках – правдива, конечно, но – в “социально-прогрессивном” духе. И в диссонанс с тем – увлечение монастырём, божественностью, иконописью. Но что замечательно: святость – как экстракт из земной красоты, любви и страдания». Философ Иван Ильин в книге «Путь духовного обновления» прямо связывал это произведение с православной духовностью.

Главный герой повести – крепостной художник Илья Шаронов. Он рано остается без матери, воспитывается «теткой, убогой скотницей Агафьей Косой» и живет на скотном дворе. Потом мальчика берет в покои барин, прозванный за похотливость Жеребцом. При барине ребенку приходится несладко. Жеребец заставляет Илью «делать всякие непотребства». Несмотря на это, мальчик смог остаться чистым и целомудренным. Впоследствии Илья выдерживает и другое испытание, когда не отвечает на чересчур навязчивые приставания со стороны Зойки-цыганки. Преодоление искушений в «Неупиваемой Чаше» - неотъемлемая часть становления Шаронова как художника.

Важное место в жизни Ильи занимают откровения, воспринимаемые им как посланные Богом «вразумления». Одно из таких откровений художник получает в Италии, когда перед ним встает сложнейший выбор. Ему нужно понять, что предпочесть – богатство и волю на чужбине или рабство и вместе с тем полноту духовной жизни на родине. Илья видит во сне Высоко-Владычный монастырь, в монастыре – «мерзость и запустение». Там он встречает незнакомого старца с кистью и спрашивает, кто надругался над святыней. Старец ему отвечает: «Иди, Илья! Не надругался никто, а новую роспись делаем, по слову Господню…». После этого сна Шаронов понимает, что нужно возвращаться на родину, какой бы соблазнительной ни была жизнь на чужбине.

Главной своей задачей Илья считает роспись новой церкви в родной Ляпуновке. В итоге завершенная работа, на которую он потратил много сил и времени, не приносит ему удовлетворения. Не ценят ее по достоинству и местные жители. Старая церковь им нравилась больше. Кроме того, по их мнению, Илья старался не для простых людей, а для барина. Время покажет, что жизненная миссия Шаронова состояла в другом. Испытав истинную любовь, он напишет икону «Неупиваемая Чаша». Уже после смерти Ильи эта икона, созданная силой его любви, станет чудотворной, будет помогать верующим, которые к ней обращаются.

Основная тема «Неупиваемой Чаши» - тема радости. Она начинает звучать с самого начала произведения. Само слово «радость» повторяется в повести огромное количество раз. При этом у Шмелева оно наделено духовным смыслом. Радость у Ильи почти всегда появляется при соприкосновении со святостью. Яркий пример из четвертой главы: «Радостно трудился в монастыре Илья. Еще больше полюбил благолепную тишину, тихий говор и святые на стенах лики. Почуял сердцем, что может быть в жизни радость». Интересный момент: когда художник возвращается на родину, он плывет на корабле под названием «Летиция», одно из значений этого имени – «радость». Видит в том Илья для себя добрый знак.

Немаловажную роль в повести играет тема творчества. Изначально в христианстве творчество понимается как данная человеку Богом возможность творить и созидать красоту. Художник – выразитель Божественной воли. Его руками Бог творит на земле красоту. Чтобы случился акт творения, художник должен духовно преобразиться. «Идеальному» художнику нужно стать святым, чтобы сперва познать, а затем выразить Божественную красоту. В повести «Неупиваемая Чаша» показан путь становления Ильи как подлинного художника. Неудивительно, что Шмелев выбрал «житийную форму» для своего произведения. В частности, к житийной традиции напрямую отсылают эпизоды искушения Ильи.

«Неупиваемую Чашу» нередко называют переломным произведением в творчестве Шмелева. Впервые в этой повести писатель показал христианскую сущность русского народа, что впоследствии стало важнейшей темой всего его творчества.

По произведению: 

По писателю: Шмелёв Иван Сергеевич