«Светлые души», анализ рассказа Шукшина

Жанровые особенности

Этот ранний (1959) рассказ Шукшина – скорее этюд-портрет молодой деревенской пары Беспаловых – простых, честных, работящих колхозников Михайла и Анны. В контексте всего творческого наследия Шукшина этот рассказ воспринимается как набросок более поздних, проблемных вещей и, на первый взгляд, поражает какой-то даже бесконфликтностью и почти не отличается от стандартных колхозных идиллий 50-х (как будто автору очень хотелось, чтоб рассказ был напечатан). Кажется, в рассказе вообще ничего не происходит, всё буднично, обычно. И только вдумавшись в то, что говорят друг другу герои и что говорит о них и о жизни вокруг них автор, понимаешь, что вот это нормальное, обычное и является необычным.

Сюжет и композиция

Летняя деревенская страда – это, как правило, ненормированный рабочий день и даже рабочая ночь. «Уедет на целый месяц», – говорит о муже Анна. Вот почему так важен подробный, композиционно последовательный рассказ о нормальных, обычных вечере и ночи, которые нечасто выпадают на долю супружеской пары. Они нежно и преданно любят друг друга и наслаждаются этим вечером и этой ночью.

Герои рассказа

По сути, в рассказе не два, а три действующих лица, т.к. постоянно в действие «врывается» машина, о которой всё время думает, к которой то и дело «выбегает» Михайло и к которой ревнует его Анна. Кроме того, есть едва упомянутые, но при этом яркие «внесценические» персонажи: Василиса, которая «ходит, вихляясь без меры»; завмаг Ганя, попавший под ревизию и суд; его жена Зоя, которая «в день по два раза переодевалась, не знала какое платье надеть». Эти-то «внесценические» персонажи и создают тот контрастный темный фон, на котором только и можно по достоинству оценить «светлые души» главных героев.

Трудно себе представить, чтобы Анна, даже купив у Василисы полупальто (Анна его «давеча примерила – как влитое сидит»), носила его, как Василиса, т.е. «вихляясь без меры». Трудно представить и Михайлу на «непыльной» работе (автор подчёркивает, как много пыли на лице и рабочей одежде Михайлы), «непыльной» и выгодной, вроде работы Гани. Когда Анна говорит мужу, что Василиса за полупальто просит 400 рублей, тот даже не может сказать, много это или мало. Да и сама Анна, у которой нет денег на вожделенную покупку, не собирается торговаться. Вместо этого она предлагает мужу продать овцу и снова взять себе для выращивания ягненка – т.е. взяться за еще одну «пыльную», тяжелую и кропотливую работу. Михайло сразу соглашается, но Анна недовольна, она как будто испытывает мужа, упрекая его в том, что он хочет всё продать. Михайло смотрит добрыми глазами и недоумевает, ведь это предложение Анны. На это Анна возражает, что Михайло должен жалеть добро, а то «распродадим так всё на свете». В ответ Михайло любуется женой и называет её головастой.

Проблематика

Уже из диалога о покупке полупальто прекрасно видно, насколько оба молодых супруга простоваты, непрактичны. Это типичные представители того самого русского народа, который направо и налево дурачат всевозможные Гани, какой бы руководящий пост они ни занимали: от завмага до лидера страны. А ведь такие простые крестьяне, как Беспаловы, трудятся буквально день и ночь, и это именно их трудом живет страна. На вопрос Анны, куда столько хлеба, которого так много, что аж страсть берёт, Михайло отвечает:

- Нужно. Весь СССР прокормить – это... одна шестая часть.

При этом и Михайло, который «полторы недели не был дома: возил зерно из далёких глубинок», и Анна, «крутившая весь день тяжёлую веялку», не показаны бездушными рабами. Они получают удовлетворение и даже радость от тяжелого труда, не только общественного, но и домашнего (скотина, приусадебный участок, нелегкий деревенский быт).

Стилистические особенности

Весь рассказ почти целиком состоит из диалога, продолжающегося в течение вечера и ночи. Мастерство Шукшина – писателя начинающего, но уже тонкого стилиста – проявляется в том, как в этом обсуждении простых бытовых деревенских дел он сумел показать искреннюю любовь героев друг к другу, их нежность и преданность. Беспаловы не умеют красиво говорить, не умеют выразить в словах ни чувства друг к другу, ни ощущение окружающей их красоты природы, которое, тем не менее, им в высшей степени присуще.

Трижды повторенное Михайлой невнятное восхищение красотою летней ночи («Ночь-то…», «Ночь, говорю») и простое согласие сонной, усталой Анны («Хорошая») наконец, в финале, «переводится» на литературный язык автором рассказа – и из этого финала становится совершенно ясно, зачем в России нужен поэт и почему он в России больше, чем поэт: «Стояла удивительная ночь – огромная, светлая, тихая... По небу кое-где плыли лёгкие, насквозь пронизанные лунным светом облачка». Михайло, вдыхая «вольный, настоянный на запахе полыни воздух», может восхититься пейзажем совершенно непоэтично и даже косноязычно: «Ты гляди, что делается!.. Ночь-то!..»

Этими словами и заканчивается рассказ.

По произведению: 

По писателю: Шукшин Василий Макарович