«Пармская обитель», анализ романа Стендаля

История создания

«Пармская обитель» - это последний роман Стендаля, своеобразный итог его творчества и венец развития его реализма.

Стендаль написал произведение за 2 месяца в конце 1838 г. Оно было напечатано в 1839 г. Стендалю пришлось изучить множество документальных источников, рукописей и хроник.

В романе он использовал свой опыт «Итальянских хроник» - написанных им романтических историй о реальных итальянцах 16 в. Наконец, Стендаль объединил приключения Бенвенуто Челлини и Алессандро Фарнезе, частично положив их в основу сюжета «Пармской обители».

Литературное направление и жанр

Стендаль считается первым писателем-реалистом, недаром в «Красном и чёрном» он обязался говорить только правду. Но, по сравнению со вторым романом, третий, «Пармская обитель», кажется возвращением к романтизму. В нём сочетаются 2 характерных для романтизма черты: романтический герой и сатирическое изображение общественной жизни. Но уже в самом начале романа, в сцене при Ватерлоо, Стендаль вынуждает романтического героя попадать в комические ситуации, что невозможно для романтического произведения. Так и герой, и сам роман перешагивают в реализм.

С другой стороны, Стендаль ставит перед собой цель изобразить неприкрытую правду, объективные факты. Развивая романтическую тематику, Стендаль пользуется реалистической стилистикой.

Тема и проблематика

Считается, что в романе Стендаль развивает так называемую итальянскую тему, исследуя итальянский характер. Стендаль изображает "природного человека", в жизни которого доминируют чувства, и показывает закономерный конец такой жизни. Попутно писатель поднимает множество актуальных социальных, психологических и философских проблем, начиная от влияния случайности на жизнь человека и заканчивая проблемой политического мироустройства.

Сюжет и композиция

Действие романа происходит с 1796 по 1830 г. Пролог повествует о вступлении Наполеона на территорию Италии. В растянутой экспозиции описывается происхождение главного героя, его семья и родня.

Место действия романа – Италия, Парма – крошечное княжество в Северной Италии. Но герои оказываются в Лозанне и Париже, на берегах романтических озёр.

События ускоряются в момент участия героя в битве при Ватерлоо. Описание этого боя стало образцом для целой эпохи писателей-реалистов. Ничего романтического в этом сражении нет. Вместо воодушевления и душевного подъёма – хаос, неразбериха, мелочность, суетливость, грязь. Случайность играет огромную роль в данном романе. Герой оказывается в определённых ситуациях почти случайно. Он наблюдает случайные смерти, случайную путаницу. Романтические героизм и воодушевление неуместны среди суеты. И ситуации превращаются в комические, иногда трагикомические. Все участники битвы только и думают, как бы побыстрее вырваться оттуда живым. Фабрицио спасает, совершенно в стиле новеллы эпохи Возрождения, маркитантка, давшая ему совет убираться восвояси и нашедшая для него чужие документы.

История жизни Фабрицио составляет сюжет романа, авантюрный приключенческий сюжет, характерный для эпохи чинквеченто. Фабрицио в центре перипетий, хотя в романе переплетается много сюжетных линий, события запутаны. Герой гоним за государственную измену, хотя сам же разочаровался в своей наполеоновской идее. Потом к этому прибавляется случайное убийство, ведь герой защищал свою жизнь в бою с предыдущим любовником своей возлюбленной.

Спасти Фабрицио из заточения помогают связи влюблённой в него тётки, герцогини Сансеверины, и самоотверженность влюблённой в него дочери коменданта Пармской крепости Клелии.

Вернуться в Парму Фабрицио тоже может волею случая, так как умирает принц. Оправданный герой всё-таки становится архиепископом

В конце романа погибают все три участника любовного треугольника. Клелия выходит замуж по воле отца, но не прекращает отношений с Фабрицио. Она не переживает смерти их сына, Фабрицио умирает в монастыре в тоске по возлюбленной, а герцогиня тоже едва переживает любимого.

Герои романа

Главный герой романа – красавец Фабрицио дель Донго. В начале романа он – пылкий 16-летний юноша, воспитанный на рассказах графа Пьетранера о сражениях Наполеона. Для Италии Наполеон был освободителем, героем, поэтому Фабрицио тайно убегает во Францию, узнав, что Наполеон вырвался из заточения и идёт на Париж. Фабрицио мечтает принять участие в битве при Ватерлоо. Но на поле боя он не узнаёт прославленных полководцев, теряется, ужасается грязи войны и убегает. С этого момента начинаются его злоключения. Он не может больше быть причастным к военной карьере и по совету тётки делает духовную. Ни годы обучения, ни жизнь в высоком духовно сане не мешают Фабрицио иметь отношения с женщинами. Они становятся вольной или невольной причиной его несчастий. Тётка помогает начать духовную карьеру, но она чуть не обрывается, когда монсеньор влюбляется в актрису Мариетту Вальсерра и убивает её любовника.

Но есть одна женщина, которую Фабрицио полюбил всем сердцем. Это благочестивая Клелия. Именно с ней три месяца заточения герой счастлив, именно она даёт обет никогда больше не видеть возлюбленного, если ему удастся бежать из тюрьмы накануне казни. Клелия тоже очень напоминает романтическую героиню. Она настолько благородна, что не может нарушить обет не видеть Фабрицио и встречается с ним в темноте. Она страстна и порывиста, бесстрашно переворачивает столик с едой. Зная, что там яд. Клелия ухитряется читать романтические послания заключенного, не боится гнева отца.

В жизни Фабрицио важнейшую роль сыграла тётка Джина. Она была любовницей женатого графа Моска, влиятельного при дворе. Фиктивный брак с герцогом Сансеверина делает её самой популярной при пармском дворе. Герцогиня остроумна и хитра, полна собственного достоинства. Это настоящая интриганка, всегда добивающаяся своего. Она не может совладать только с отданным Фабрицио сердцем. В конце романа она счастливо выходит замуж за своего любовника графа Моска, но полноты счастья не испытывает.

Художественное своеобразие

Кроме вышеперечисленных особенностей романа (острота авантюрного сюжета, романтический герой, трагикомизм батальных сцен), нужно выделить сатирическую направленность романа. Двор знаменитого принца Пармского Рануция Эрнеста 4 очень напоминает лилипутский двор, описанный у Свифта в «Приключениях Гулливера». При дворе находятся две враждующие партии - крайних роялистов и либералов. Первую возглавляет граф Моска, вторую – маркиза Раверси. Сам принц – личность ничтожная. Он ведёт себя недостойно, казнит либералов по наущению доносчиков, верит в существование мифических заговорщиков и боится их.

Когда тётка Фабрицио грозит принцу, что уедет из его владений, он снова пугается, что она расскажет о его страхах и бесчестных судах Расси. Принц из страха обещает герцогине помиловать Фабрицио, но тут же сажает его в Пармскую крепость высотой 180 футов.

По законам реализма Стендалю удалось обобщить сатирический образ политической борьбы и точно изобразить типы политиков, сделав их узнаваемыми в реальной жизни.

Исследователи находят в сюжете романа что-то неуловимо фарсовое, пародийное, сравнивают его с либретто комической оперы. Кажется, что автор разочаровался в собственных идеалах и тонко высмеял их.

По произведению: 

По писателю: Стендаль Фредерик